Сделай Сам (Знание) 1992-03, страница 19Рис. 14. Плетение из соломки многоугольников любуешься. А красота и польза в тюбом труде ходят рука об руку. Красивый сноп, ладно подпоясанный свяслом, приятно взять в руки. Такой сноп не развалится, не рассыплется по дороге на ригу, влага ему нипочем. Нет сомнения, что в среде жниц, имеющих богатое воображение, родилась в далекие годы, казалось бы, простая загадка: «Маленький Афанасий травкой подпоясан». И конечно же, каждый сельский житель (кто с натугой, а кто и сразу) узнавал в «маленьком Афанасии» ржаной или пшеничный сноп. Травкой его подпоясывали в буквальном смысле слова обычно в сухмень (жару), когда соломенное свясло было настолько хрупким, что разрывалось при первом же неосторожном движении. Под травкой подразумевали болотные растения — рогоз и камыш, которые специально замачивали по случаю жары. Когда же было не так жарко и время от времени перепадали дожди, снопы вязали жгутами-свяслами из соломы. Так что «маленькие Афанасии» появлялись на свет подпоясанные соломенными кушаками. Украинские крестьяне нарекли сноп в подобной загадке совсем другим именем-«Маленький Дорофейко, подпоясан коротенько». Но важно не это, а то, что сноп в той и другой загадке уподобляется человеку. Немудрено, что нашлась среди жниц мастерица, которая, может быть в шутку, сделала Дорофейке или Афанасию руки и поставила среди стерни. Этот миг вполне можно было бы считать рождением первой соломенной скульптуры. Хотя справедливости ради днем рождения соломенной скульптуры следовало бы считать тот, когда человек впервые научился вязать снопы. У ловкой и аккуратной жницы снопы получаются не только ладные, но и одинаковые, словно близнецы. Чтобы доро-фейки и афанасии были не худы и не чересчур толсты, а в самый раз, существовала особая мера (своеобразный канон!). Захватив горсть торчащих из земли стеблей, то есть столько, сколько может вместиться в правой руке (разумеется, если жница не левша) подрезают их под корень серпом, находящимся в правой руке. 18 |