Сделай Сам (Знание) 1995-03, страница 27

Сделай Сам (Знание) 1995-03, страница 27

лавками можно не прошивать насквозь, а приколоть наклонно к подстилке. Затем разложим все лекала, вплоть до самых мелких. Часть деталей можно выкроить и после примерки, важно про них не забыть. Даже если ткани «с лихвой», старайтесь экономить, а выпалы оставлять покрупнее — в хозяйстве все пригодится.

Над раскладкой иной раз приходится помудрить и даже поколдовать, чтобы все уместилось. При необходимости допускаются отклонения от долевой: при

длине детали около 70—80 см (юбка, жакет) до 1 см, при длине более 100 см (брюки, пальто) до 1,5 см. Выверяем положение долевой. Размещение по утку вместо долевой — это нарушение, невозможное в изделии высокого качества. В крайних случаях допустимы надставки (рис. 8) — на подбортах ниже верхней петли, на нижнем воротнике, обтачках, изнанке пояса; можно делать шов на рукаве с локтевой стороны, как на мужских рубашках. К задней половинке брюк притачивают (до сметывания к примерке) клинышек, ради уменьшения расхода ткани. Любые надставки должны иметь такое же направление долевой, как сами детали; по возможности подгоняем рисунок. Иногда единственным выходом оказывается обработка внутренней стороны манжет, планок и т.д. другой тканью — сделайте это декоративным приемом, особенно в детской, молодежной одежде. Особенно внимательны будьте при подшивании низа платья, рукава «чужой» тканью. Долевая должна обязательно идти по вертикали, как если бы подшивка была «своя», или по косой, но ни в коем случае не по линии низа (поэтому не годится и лента, кроме репсовой). Юбку из толстой ткани можно подшить, например, косой обтачкой из подкладки, но это уже не надставка, а вид обработки. Пояс кроим вдоль кромки, по долевой; при крайней необходимости — по утку, но с долевой прокладкой. Исключение составляют пояса модельные, фигурные.

Обратим внимание на то, как разместился в пределах лекал крупный рисунок (тут удобны прозрачные лекала из хорошей упругой кальки на пленочной основе) — где окажется на готовом изделии букет, яркое пятно, темный или светлый участок, продольная или поперечная полоса, ритмический узор; причем не только по отношению к центру, но и на каком угодно уровне фигуры. Швов и отрезов при крупном раппорте надо делать как можно меньше. Если рисунок свободный, вразброс, тоже прикиньте, что получится в целом, при движении, как будет выглядеть застежка, швы, детали (к примеру, углы воротника). Размашистый, динамичный рисунок может стать еще выразительнее, если уловить его ход, игру. При раскрое вещей из ткани в клетку нельзя допускать, чтобы верх и низ были перепутаны. На бортах ритм клетки должен

26