Сделай Сам (Знание) 1995-04, страница 45

Сделай Сам (Знание) 1995-04, страница 45

Предание гласит, что в греческом городе Паросе когда-то стояла величественная скульптура: лекарь Эскулап, восседая на троне, держит в левой руке жезл, перевитый змеей, олицетворяющей Мудрость. Рядом, опершись ему на течо, стоят Гиджея (Гигиена) и Ку-лина (Кулинария). В памятнике воплощена древнейшая мечта человечества — излечивать болезни с помощью медицины и кулинарного искусства. Молва приписала Кулине имя десятой музы, которых до нее было девять, а у римлян она так и называлась «Кулинария».

Десятая муза серьезно волновала многих великих, делая из художников, писателей, артистов еще и гурманов — поклонников кулинарии. Однако настоящими ее служителями все-таки оставались повара, увековечившие свои имена в названиях различных кушаний.

Однажды композитор, художник и повар поспорили, кто из них воздействует сильнее на чувства человека, и когда очередь дошла до последнего, тот заметил: «В моем распоряжении нет ни нот, ни красок. Я полагаюсь лишь на собственные вкусовые ощущения. Но уверен, что и мое искусство способно доставить человеку наслаждение».

Не именно ли творческая сторона кулинарного искусства так влекла иных, делая их служителями десятой музы на всю жизнь, подвигая в своем пристрастии к «кухне» на создание настоящих шедевров. Нет, не увековечивали они свой труд ни в монументах, ни в картинах, и от банкетного осетра остаются лишь жалкие объедки, но художественная ценность мастерски приготовленного блюда отнюдь от этого не ниже отдельных творений литераторов и живописцев.

К сожалению, человечество не очень-то внимательно относилось к людям поварской профессии. Но история все-таки донесла до нас некоторые их имена, сохранив в веках и сведения об их творениях. Вот об этом и наш рассказ.

О чем поведала летопись

Его имя донесла до нас Лаврентьев-ская летопись. Правда, «старейшина поваров» русского князя Глеба Муром-

Л

го >>

г

о

и

13 X

с;

> с;

и

ского предстает перед нами в неприглядном свете. Когда князь Святополк обманом заманил брата своего Глеба в Киев, чтобы, убив, завладеть престо

лом отца Владимира Красное Солнышко, убийцей доверчивого князя и стал его повар по имени Торчин. В угоду новому хозяину он вынул нож и вонзил его в своего бывшего господина...

И от истории никуда не уйдешь. Имя князя Глеба причислено к лику святых, ну а имя убийцы сохранилось еще

44