Сделай Сам (Знание) 1996-03, страница 89

Сделай Сам (Знание) 1996-03, страница 89

углублении для плодоножки делается нагретым шилом отверстие, и в него быстро вставляется палочка до упора в противоположную стенку модели, не протыкая ее. Если палочка укрепилась плохо, то вокруг нее можно еще раз оплавить парафин и дополнительно положить парафиновых крошек, расплавить их ножом или шилом. Палочка укреплена, можно приступать к росписи, именно к росписи, а не к раскрашиванию.

Цвет яблок очень неоднороден, особенно красных сортов, поэтому необходим довольно большой набор красок, а именно: белила, кадмий желтый, стронциановая желтая, охра, марс коричневый, черная — любая, кадмий красный, светлый и темный, краплак, кобальт зеленый, зеленая ФЦ. В качестве разбавителя используется керосин. Качественно расписать яблоко в один прием не удается (имеются в виду красные сорта), зеленые или желтые сорта расписываются в один прием. Вначале нужно внимательно рассмотреть цвет натурального яблока и постараться повторить все его цветовые оттенки, ста-краясь не накладывать краски слишком густо, но и не слишком жидко, чтобы краска не стекала с модели. Первоначально наносятся светлые тона: желтый, зеленый и мягкие переходы в розовый или красный. Темные тона наносятся после полного просыхания светлых (через 2—3 дня при температуре 18—20°С). Цвет наносится мягкой кистью или аэрографом, если нет аэрографа или пульвелизатора, набрызг делают зубной щеткой, обмакнув ее в жидкую краску и проведя по ней линейкой или металлической пластиной, как бы счищая с нее краску. Таким способом достигается естественность расцветки плода. А если на яблоке имеются красные штрихи, их наносят тонкой колонковой или беличьей кистью, строго следя за направлением этих штрихов, их длиной и толщиной. Расписанное яблоко укрепляют в банке с песком для просушки (рис. 1,е).

Глазурование и отделка

Через 2—3 дня яблоко или другие плоды готовы к глазуровке. Парафин разогревается на водяной бане до температуры, приближающейся к 100°С. Расписанный и просохший муляж берут за палочку и на 1—2 секунды полностью опускают в расплавленный парафин

(рис. 1, ж). Яблоко необходимо держать за палочку не вертикально, а горизонтально, это необходимо для того, чтобы в нижнем углублении цветоноса не образовался воздушный пузырь, а в верхнее углубление не затек излишек парафина. Вынув муляж из парафина, его держат над сосудом до полного остывания, а остывает он в течение 1—2 минут, и буквально на глазах матовая поверхность муляжа превращается в блестящую, закрепляя и выявляя все прелести и недочеты в росписи. Затем нужно срезать и загладить образовавшиеся на муляже капли.

Последний этап обработки муляжа — закрепление плодоножки и цветоноса. Плодоножка от натурального яблока, выдержанная в глицерине, закрепляется в нужном месте с помощью кусочков парафина, которые расплавляются нагретым шилом или ножом.

Цветонос для яблока и груш изготавливают из кальки, которую нарезают прямоугольниками размером 2x3 см, окунают в расплавленный парафин на 1 секунду. После остывания их скручивают в тонкую трубочку и, наполовину утопив в отверстии, проделанном в месте закрепления цветоноса, припаивают ее разогретым шилом. Затем в трубочке делают 4—5 продольных надрезов маникюрными ножницами, окрашивают в коричнево-зеленый цвет и слегка приминают пальцем. Цветонос мало чем отличается от натурального.

В заключение хочется дать описание нескольких приемов обработки муляжей для придания им более натурального вида.

Муляжи всех расписанных плодов необходимо глазуровать, но не все плоды имеют глянцевую поверхность. Например, гранат, груша, мандарин, апельсин имеют матовую поверхность; персик и абрикос — бархатистую; слива, терн — матово-бархатистый налет. Матовость плодов делают щетинной одежной щеткой, слегка натирая ею муляж.

Сделав легкие наколы маникюрными ножницами на муляже груши и втерев в них коричневую масляную краску, получают темные точки, характерные для груши. Бархатистую поверхность персиков и абрикосов делают той же щетинной щеткой, слегка постукивая ею по муляжу. Выдавить немного белил на ладони, растереть их обеими руками, а затем покатать в ладонях муляж сли

88