Сделай Сам (Знание) 1996-04, страница 52Рассмотрим технологию выполнения наиболее распространенных видов мозаичных работ. Любому из них предшествует выполнение эскиза в натуральную величину, при прорисовывании которого внимание обращается на характер изображения, особенность восприятия техники исполнения. Мозаика на цементной основеПо размеру выбранного рисунка изготавливают форму из любого мелкого, но достаточно жесткого материала — картона, жести, фольги или используются готовые емкости: крышка от обувных, конфетных коробок, кондитерских изделий. Высота ее берется чуть больше толщины самого крупного камешка. На дно емкости укладывается рисунок. Для скрепления камешков с рисунком-под-ложкой приготавливают крахмальный клейстер (по окончании работы он легко удаляется с поверхности мозаики). Обильно смачивая клейстером лицевую сторону камешков (каждый по отдельности слегка окунают в клеевой раствор), их укладывают по рисунку: вплотную друг к другу; или с небольшими просветами в 3—4 мм, образующими впоследствии паутинку фона; или детали рисунка выкладывают плотно, а фон — с просветом. Заливку формы осуществляют цементным раствором (25% цемента и 75% песка), разведенным до густоты сметаны с помощью различных подручных средств — ложкой, лопаткой, мастерком. При желании раствор в ходе за- Рис. 1. Один из способов выполнения мозаики на цементной основе: 1 — изготовление плоского ящика; 2 — заполнение ящика песком; 3 — выкладывание рисунка на песчаной подушке; 4 — выравнивание рисунка доской; 5 — укладывание «клеевой» ткани; 6 — снятие ткани с приклеившимся мозаичным набором; 7 — размещение мозаики в рамку; 8 — заливка связующего раствора; 9 — удаление рамки; 10 — размачивание и снятие ткани Рис. 2. Мозаика на пластилиновой основе: 1 — подготовка основы; 2 — намазывание и выравнивание слоя пластилина; 3 — разметка рисунка; 4 — выкладывание рисунка калькой Рис. 3. Последовательность выполнения мозаики на основе эпоксидной смолы: 1 — изготовление рамки; 2 — обвертывание плотной основы бумагой; 3 — готовая форма; 4—набор рисунка с закреплением камешков капельками клея; 5 — заливка мозаики смолой; 6 — удаление формы; 7 — покрытие набора смолой, дополнительное закрепление полоской ткани, вторичная пропитка связующим составом мешивания можно подкрасить любым водорастворимым пигментом, отчего будущая работа будет выглядеть очень оригинально. Для большей прочности в глубь связующей массы желательно вложить проволочный каркас. Сразу же следует предусмотреть приспособление для подвешивания картины. Им может быть проволочная петля, соединенная с каркасом и выведенная наружу. В течение первых нескольких дней просушки мозаики ее необходимо для большей прочности смачивать водой. Спустя 10—12 дней работу вытаскивают из формы, смывают бумажную подложку теплой водой и просушивают. * * * Поверхность мозаики сделается более гладкой, с насыщенной цветовой гаммой, если камни покрыть бесцветным лаком или протереть тряпкой, смоченной льняным маслом. После дополнительной отделки работу монтируют в штукатурку стены или вставляют в соответствующую рамку и подвешивают. Технологию выполнения мозаики можно несколько изменить (рис.1). Плоский ящик подходящего размера до краев наполняют сухим просеянным песком. По заранее составленному эскизу в него вдавливают плотно друг к другу камешки необходимого цвета и формы. Заполнив всю поверхность песка камешками, их слегка придавливают ровной гладкой доской, чтобы они расположились на одном уровне. Полученную плоскость рисунка накрывают прочной тканью, края которой немного выступают за пределы мозаики. Затем ткань покрывают густым слоем столярного клея, укладывают липкой стороной на камешки и осторожно приглаживают ладонью. На скрепившуюся с камешками ткань снова укладывают доску и дополнительно уплотняют поверхность. После подсыхания клея приподнимают ткань с закрепившимися на ней камешками и укладывают в пустой плоский ящичек без дна, пропитанный водоотталкивающим составом, каменным слоем вверх. Щеткой или кистью с жестким волосом удаляют оставшийся между камешками песок. После чего заливают сверху раствором. Высушенную работу переворачивают рисунком вверх, размачивают теплой водой приклеенную ткань и снимают ее. 51 |