Сделай Сам (Знание) 1998-03, страница 31цинковым. К концам бус прицепим две цепочки 30—50 мм длиной с какой-либо застежкой, например карабинчиком, согнутым из полоски нержавейки или проволоки 00,5—0.8 мм Бусы или ожерелье готовы к дарению. Второй способ, конечный результат которого такой же — бусы и ожерелья «фантэ-зи», отличается методом заготовки исходного материала. Понравившиеся камни больших размеров расколем на мелкие кусочки. Полученную «щебенку» можно сразу загрузить в барабан. Для грубой предварительной обдирки абразивный порошок надо взять покрупнее. Можно добавить наколотых кусочков кругов или брусков. По мере размалывания несколько раз добавляем свежие порции. Шлифованные камни осматриваем, обнаруженные раковины сточим на круге. Набрав достаточное количество камней (какая-то часть неизбежно будет отброшена), вновь загрузим галтовочную емкость с просеянным порошком. Третий способ — бусы из одинаковых или однотипных элементов геометрически правильной конфигурации: ромбиков, кубиков и т.п Камни режем на пластины одинаковой толшины. Пластины размечаем и, в свою очередь, режем на выбранные элементы. Острые ребра и вершины стачиваем алмазным кругом. Они все равно закруглятся во время галтовки, но при этом возможны скалывания и образование раковин. Предварительное снятие фасок устраняет эти возможности Большое количество пиленых заготовок приготовить тяжеловато, поэтому галтовать их можно (и даже нужно) вместе с камешками произвольной (природной) формы. Только не надо загружать колотые камни вместе с пилеными. Острые части неминуемо испортят форму последних. О бусинах, имеющих форму правильных шариков, говорить не будем Изготовление их требует специального оборудования, которое у нас не рассматривалось. Кулоны, брелоки Камешки покрупнее, размером 25—40 мм, обработанные галтовкой, можно применить для изготовления кулонов и брелоков. Для кулона надо выбрать камень совершенно без механических дефектов. Если в бусах мелкие дефекты допустимы, там они скрадываются в общей массе, то кулон — один. Форма камня может быть любая — произвольная (природная) или специально выпиленная в виде какой-либо правильной геометрической фигуры. Для подвески ку лона или брелока на цепочку делают один пропил, куда вклеивают колечко. Очень хороши кулоны из срезов агатов. Агат разрезают на пластины толщиной 3— 4 мм, обе стороны полируют на горизонтальной планшайбе с деревянным полировальником до зеркального блеска. Образующую (боковую) поверхность можно не трогать. Она дополнительно подчеркнет при-родность камня. Серьги, подвески Двум камешкам придается одинаковая (или зеркально одинаковая) форма. Для полировки закладываем их в галтовку вместе с другими камнями. На рис. 20 (4-я сторонка обложки) в среднем ряду показаны полированные камешки для сережек. Слева — яшмовые подвески, в центре — льдистый кварц. К вклеенным колечкам прицепляем проволочные нержавеющие крючки для подвески на мочки ушей. Очень хорошо выглядят гарнитуры из двух—трех изделий, выполненных в одном стиле, из одного камня. Например, для крючков сережек подходят не все металлы. Некоторые окисляются от соприкосновения с мочкой уха и вызывают раздражение. Кабошоны Кабошон — вставка правильной формы для перстня, броши, кулона и др. В плане кабошоны имеют форму круга, удлиненного или укороченного овала, эллипса. Нижняя сторона обычно плоская, верхняя — выпуклая, различной высоты. На рис. 20 — для примера несколько кабошонов. Зеленые — амазонит, красный справа внизу — яшма, рядом белый — кахолонг, розовые — розовый кварц и три кабошона из льдистого кварца. Справа в среднем ряду — сердолик. Последовательность изготовления: камень разрезаем на пластины толщиной чут ь больше высоты задуманного кабошона, по трафарету очерчиваем форму в плане и удаляем излишки на отрезном станке. На круге шлифовального станка обтачиваем точно по проведенной черте. Кстати, чертить на поверхности камней очень удобно заостренной алюминиевой проволокой. Для дальнейшей обработки заготовку наклеивают на торец деревянной палочки, которую удобно держать в руках, обтачивая кабошон на круге. Камень приклеивают специальной смолой из смеси сургуча и шеллака. Эту смесь разогревают на огне, конец палочки опускают в расплав и быстро прижимают к плоской стороне заготовки. Сургуч без шеллака 29 |