Сделай Сам (Знание) 1998-03, страница 32недостаточно прочно удерживает камень на оправке и во время обдирки может отлететь. Для окончательной полировки шлифованный кабошон можно заложить в галтовку тогда, когда в последней работа близка к завершению. Но если нежелательно, чтобы острая кромка закруглилась, то полировать надо на войлочном круге или кожаном полировальнике. Срезы камней Подобрав в полосе речного или морского прибоя приглянувшийся камень, иногда нам хочется просто положить его на полку серванта, чтобы он радовал глаз своей природной красотой. Но, как выше говорилось, высохший камень теряет привлекательность. Красоту камня надо раскрыть. Для этого делают полированный срез. Внимательно осмотрев камень (лучше смоченный водой), определим наиболее эффектное направление и разрежем пополам. Полированный срез будет сиять своими красками гораздо ярче мокрого. Очень эффектны срезы яшмы, особенно так называемой пейзажной. Тщательный подбор рисунка позволяет получить художественную миниатюру, созданную самой природой. Помимо яшм, красивы в срезах такие минералы и горные породы, как родонит, малахит, гематит, кремни, агаты и др. Прекрасно выглядят жеоды кремней с внутренней полостью, часто заполненной кристаллами горного хрусталя или аметиста. Среди известняков встречаются полости («заноры-ши»), заполненные кристаллами кальцита, нежно-голубыми кристаллами целестина, ярко-желтыми — серы. На рис. 21 (4-я сторонка обложки) слева — срез агата, справа — срез кусочка яшмы, в середине — полость в известняке с кристаллами кальцита. Вместо эпилога Красота камня — уникальна, многогранна и неповторима. Она так же притягательна (а может быть, даже в большей степени), как пламя костра на берегу реки, как горящие березовые поленья в печурке. Простое созерцание камня способно принести успокоение, устранить раздраженность, беспокойство, дурное настроение. Недаром с древних времен многим камням приписывали волшебные, магические свойства. Камень не нуждается ни в каких «укра-шизмах», как это предлагает В.А.Воронов в главе «Рисованые камни» («Сделай сам», № 4/96, с. 53). Считаю это кощунством, вро де подрисовывания усов «Джоконде». Вульгаризмов хватает и без разрисованных камней. Литература 1. А. Г.Бетехтин. Курс минералогии. М., Госгеолиздат, 1951. 2. А.Е.Ферсман. Рассказы о самоцветах. М., Наука, 1974. 3. Г.Смит. Драгоценные камни. М., Мир, 1980. 4. Ю.А.Бурмин. Подземные кладовые Подмосковья. М., Недра, 1982. 5. Э.И.Белицкая. Художественная обработка камня. М., Легпищепром, 1983. 6. Ю.П.Солодова. Определитель ювелирных и поделочных камней. М., Недра, 1985. 7. Я.Л. Самсонов: Самоцветы СССР. М., Недра, 1985. 8. В.Шуман. Мир камня. Том I, И. М., Мир, 1986. 9. М.А.Шило. Халцедоны северо-востока СССР. М.,Наука, 1987. 10. АЛГодовиков. Агаты. М., Недра, 1987. П. Е.Я.Киевленко. Декоративные коллекционные минералы. М.,Недра. 1987. 12. Н.И.Корнилов. Ювелирные камни. М., Недра, 1987. 13. В.И.Епифанов. Технология обработки алмазов в бриллианты. М.,Высшая школа, 1987. 14. Л.Берри и др. Минералогия. М.. Мир, 1987. 15. Дж.Синкенкес. Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней. М., Мир, 1989. 16. Декоративные разновидности цветного камня СССР. Под ред. Е.Я.Киевленко. М, Недра,. 1989. 17. М.С.Зискинд. Декоративно-облицовочные камни. М.,Недра, 1989. 18. Б.Ф.Куликов. Словарь камней-самоцве-тов. М., Недра. 1989. 19. С.Ф.Ахметов. От авантюрина до яшмы. М., Знание, 1990. 20. О.Доноху. Кварц. М.,Мир, 1990. 21. Б.З.Кантор. Коллекционирование минералов. М., Недра, 1991. 22. Л.С.Путолова. Самоцветы и цветные камни.М., Недра, 1991. 30 |