Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 57Цвет Цвет помогает живо воспринимать окружающее. Сам по себе цвет — это не обязательно краска, это сам материал с его фактурной поверхностью. Один и Тог же цвет на разных фактурах смотрится по-разному. Конечно, основным инструментом цвета являются краски. О них несколько слов. Краски по яркости цвета делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические — это в основном цвета глинозема: охра, оттенки коричневого и черного. В разбеле эти краски дают колеры спокойные, от теплого золотистого до свинцово-серых в черноту. Хроматические (спектральные) краски — сильные, цветонесущие, и их колеры активно воздействуют на зрителя. Они обладают повышенной яркостью и насыщенностью. В разбелах дают звонкие сочетания цветов. Если основные цвета разложить по спектральному кругу (рис. 3), то получится, что в левом секторе окажутся красные (малиновый, рябиновый), оранжевый, желтые (к апельсину, к лимону) цвета, т.е. те, что ассоциируются с цветом огня, поэтому их называют теплыми. Цвета правого сектора (изумрудный, бирюзовый, незабудковый, васильковый) напоминают оттенки льда, соответственно они — холодные. Рис. 3 Промежуточные: зеленый и фиолетовый — нейтральные. Их тепло-холодность определяется относительно цветового окружения. Если спектральный круг перевести в черно-белое изображение, то мы получим эквивалент светлоты цвета. Степень темноты в живописи называется тоном. Световой тон — это степень отражения или поглощения лучей от поверхности. У черного цвета самое высокое поглощение света. Белая поверхность почти все лучи отражает, и поэтому она самая яркая. Яркость — это цветовое воздействие на сетчатку глаза. На бытовом уровне соотносим ее со светлотой тона и говорим: интерьер в светлых ярких тонах (хроматический вариант) или: гостиная в спокойных светлых тонах (ахрома тический вариант). На цветовое восприятие влияет и площадь окрашенного пятна, и ее освещенность, а также акцентирующие элементы. Акцентирующими точками Moiyr быть как живописно-декоративные вставки, так и навесные украшения и световые приборы. Законченный вид интерьеру придает тип и характер мебели и прочие наполнения. Если владелец хочет привнести нечто новое, оригинальное в решение интерьера своей квартиры, то стоит обратиться к дням давно минувшим, ибо нет ничего нового, есть лишь хорошо забытое старое... Оставим в стороне плафоны Тьепо-ло, росписи Буонарроти и попытаемся скромно украсить маленькие тондо (наддверное пространство), а банальную кладовку обратить в нишу, украшенную сочной народной росписью. Насколько сильны и верны будут эти композиционные «удары» по чувству меры и стиля, настолько импозантным будет вид вашего жилиша. Есть еще одно очень важное свойство цвета — способность реагировать на окружение. Нюансы, отгенки его сильно зависят от контрольного цветового и светового, тонального и прочего окружения. В творчестве, как и в жизни, все строится на контрастах и оттенках. Контраст — это противоположность: вода и камень, лед и пламень, простора свет и узость тьмы, а что о цвете знаем мы? Зеленый — красный, оранжевый — синий, желтый — фиолетовый. Контраст может быть линейным и фактурным. Для 55 |