Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 58

Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 58

искусства Востока, например, характерен контраст пустых и заполненных изобразительных полей. Контрасты так же разнообразны, как и оттенки. Внутри каждого цвета их огромное количество, да еще и существует разнообразие фактур, переливов. Эта множественность оттенков в изобразительном искусстве называется «ва-лер».

Чем более насыщен валер и более точно подобран контраст, тем более богат колорит. Колорит — это широкое понятие живописности, богатство использования всех возможностей изобразительных средств. Если перегружен контраст'и беден валер — произведение будет выглядеть вульгарным, грубым. Если же вещь построена на одних, пусть даже самых нежных, полутонах, но без выраженного контрастного акцента — она будет выглядеть блеклой, выцветшей и ее живописные качества останутся незамеченными.

Третьей методической составляющей является ритм, или повтор, разбивка. К зеленому костюму дама наверняка наденет зеленую или хотя бы с зеленью шляпку, да и сумочку прихватит зеленую. В этом случае большое пятно, так называемая доминанта, оживляется цветовым повтором деталей (периферии). В более сложном решении цвета периферии могут иметь свои отгенки, но все же близкие к основному цвету. Если в решении интерьера использована арка, то ее форма или элементы должны повториться и в других деталях, однако нельзя переусердствовать.

В декоративной живописи прием разбивки основного цветового пятна особенно выразительно применяется в иконописной технике. Там «брызги» доминанты, падая на валерные периферии, создают заданный колорит. Так, в известной «Троице» Андрея Рублева работает лазур-но-синий цвет.

О некоторых материалах и способах их использования

С выплеском на рынок огромного количества строительных и отделочных материалов появилась повальная мода на евровагонку. Однако при всех очевидных эстетических и прочих достоинствах этого реечного материала остается незамеченным другой древесный материал — фанера.

Ее больше используют во вспомогательных целях — для заделки задников и прочих потайных работ, так как фанера боится сырости.

За счет разнообразия пород древесины фанера, во-первых, богатая фактура, во-вторых, она удобна для облицовочных операций и хорошо поддается обработке.

Рисунок, фактура, прочность зависят от породы дерева, из которого сделана фанера. Она состоит из поперечно-склеенных слоев шпона. Шпон бывает по виду технологического изготовления двух типов: лущеный, его делают, снимая непрерывную ленту слоя с круглой заготовки, как бы разматывая ствол. Рисунок годовых колец получается смазанным, и создается особый вид деревянной фактуры, где просматривается только ритмический узор из сучковых глазков, каповых включений и хорошо виден обычно слабо заметный, поперечный слой древесины. Особенно это бывает ярко выражено на дубе и буке. Красивая шелковистая фактура получается при вилеватости исходной древесины — чем более узловат был ствол, тем «кудрявее» и мельче, затейливее рисунок. Бывает очень интересный рисунок от повторяющихся темных Цветовых наплывов, да еще и с включением «бегущего» узора мелких сучков или капа! Такие листы напоминают сказочные пейзажи. Осиновый шпон почти чисто-белый, шелковистый. Бук — темно-розовый с блестящей россыпью. Дуб — слоистый мерцающий, по цвету темно-серый.

Второй тип шпона — строганый. Его снимают, срезая слой по толщине ствола, где круглая заготовка превращается в пачку листов (как книга), так что и характер рисунка слоев и фактура видны в привычном виде, как на плоском сколе.

Механически строганый шпон более плотен и прочен, чем лущеный. Его используют на мебельную облицовку и как материал для интарсии.

Интарсия — это один из видов мебельной инкрустации.

Инкрустация, как и мозаика, витраж, является одним из видов декоративно-прикладного искусства, который в изобразительном искусстве использует материал в его естественном виде.

Витраж делается из прозрачных материалов (цветное стекло). Функционально он является декоративным источником света или светящейся картиной.

56