Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 63

Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 63

Рис. 9

шла в резьбу «домовую», а ее образы руса-лок-беригинь, розеток, акантовых завитков стали деталями, или просто элементами украшения утвари. Наиболее сохранились до наших дней традиции северного деревянного зодчества Каргополя, При-онежья, Прикамья.

Традиционным было украшение избы резьбой и росписью. Украшались здесь и красный угол, и матицы (балки), и голбец (околопечное пространство) (рис. 10). Колорит олонецких и каргопольских росписей был очень ярким. Любили киноварь, ярь медяную, голубой камень, как на «Троице» Рублева. И по этому-то ярко

му фону и подмалевку приемом «в полукисть» писались цветы, вазоны, древо жизни, птицы райские, львы рыкающие. А так как академии художеств эти мастера не оканчивали, да и льва в глаза не видывали, то могли и приписать: «сие есть лев, а не собака». Изображалось это с юмором и добротой душевной, свойственной русскому человеку (рис. 11).

Такой тип росписи назывался «травной», образцы ее можно увидеть на стенах известного во всем мире собора Василия Блаженного. А хаживали безымянные мастера от Онеги за Каменный Пояс (Урал). Украшала народная роспись и бо

Рис. 10

61