Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 85

Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 85

О.Г.ЛЕТЧИКОВА

Из истории архитектуры..

Необыкновенно поэтично и образно называют архитектуру застывшей музыкой. Интересно, с какой песней может ассоциироваться планировка'пресловутых «хрущеб»?

Утлые каморки радовали лишь тем, что были не коммунальными и счастливые новоселы предполагали, что когда-ни-будь получат они новые, более просторные квартиры. Увы, в наши времена надежд на это остается все меньше, да и задаром теперь получить квартиру почти невозможно.

И все же справедливости ради надо заметить, что в Японии, например, дома рядовых граждан выглядят не просторнее наших «хрущеб», а в Америке очень многие люди всю жизнь живут, снимая «студию», т.е. комнату, одновременно являющуюся и кабинетом, и спальней, и гостиной... Помните, как популярны были в старину роскошные балдахины над кроватями богатых вельмож и царских особ? Психологи нашли

этому объяснение. Оказывается, находясь в открытом пространстве, человек чувствует себя незащищенным и подсознательно пытается укрыться, создать уютный и безопасный уголок, отгородиться от огромной дворцовой залы...

В этом номере журнала мы предложили вам множество вариантов оригинальной отделки «хрущевки» самыми доступными и недорогими материалами. Возможно, что некоторые термины, используемые в статье Л.В.Коваленко, показались вам незнакомыми, поэтому особо любознательным мы решили немного рассказать об истории архитектуры и о ее важнейших элементах.

Ордер — для большинства из нас это слово прочно ассоциируется с новосельем в квартире или... не приведи Господь — с «новосельем в казенном доме»... «Порядок», «приказ» — так это слово переводится с французского, но для архитектора ордер — это определенный

гармонический порядок, последовательность и пропорции сочетания деталей в архитектурном сооружении.

Еще в Древней Греции были определены три классических ордера — дорический, ионический и коринфский, названные так по областям, где создавались. Как отличать ордера друг от друга, нас учили в школе, еще в пятом классе. Поэтому, не вдаваясь в подробности различий архитектурных «завитушек», скажем лишь, что у всех античных ордеров одна конструктивная схема. Все знаменитые сооружения Древней Греции представляют собой стоеч-но-балочные конструкции: несколько стоек (колонн) — несущая конструкция, опирающаяся на них балка (архитрав) — несомая (рис. 1, 2).

Архитрав — это пояс, состыкованный из балок, объединяющий все колонны. По архитраву развивается декоративная тема фриза, если здание каменное. А в деревянном сооруже

Рис. 2. Антаблемент ионического ордера. Эрехтейон, восточный портик: 1 — сима; 2 — карнизная плита; 3 — фасции; 4 — абака; 5 —

Рис. 1. Антаблемент ионического ордера. волюта; 6 — эхин; 7 — шейка Эрехтейон, портик кариатид: 1 — сухари; 2 — фасции; 3 — абака; 4 — эхин

83