Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 87

Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 87

Рис. 5. Примеры римских типов кладки сводов с разрезкой их на кессоны

Рис. 6. Схемы основных типов цилиндрических сводов (а — ж) и сферического (з): а — незамкнутый, б — сомкнутый, в — замкнутый апсидой, г— замкнутый абсидой с опущенной конхой, д — распалубленный, е — крестовый, ж — парусно-сомкнутый, з — парусный сферический;

1 — абсида, 2 — конха, 3 — распалубки, 4 — паруса, 5 — скуфья, 6 — шелыга

хитектурная революция, а наработки древних зодчих явились предпосылкой для развития основ византийской, готической архитектур и всех последующих вплоть до «ампира сталинской эпохи»...

Но вернемся все же в глубь веков. В Византии (IV—XV вв. н. э.) особое развитие получило перекрытие обширных цен-тричных пространств куполь-/ нымн системами. Строительство специфического парусного свода стало возможным благодаря изменению радиусов кривизны скуфьи (см. рис. 6). Таким образом, наряду с полным парусным сводом возник сферический купол на парусах. Так в Византии строили и дворцы, и храмы.

В дальнейшем скуфью начали приподнимать на опорах над парусами для того, чтобы осветить подкупольное пространство. Шедевр такого архитектурного решения - собор Софии в Константинополе, построенный в 532—537 гг. (рис. 8).

Скуфья на опорах стала традиционным конструктивным решением, а если в сооружении не предусматривалось создание светового эффекта, отдельные опоры заменялись сплошной стеной, т.е. подкупольным барабаном.

Четыре подкупольных объема, словно «водящих хоровод» вокруг главного — пятого, увеличивали площадь сооружения. Именно традиция пятикуполь-ных композиций так полюби

лась нашим предкам и вошла в русское храмовое зодчество. Вот только купол-«маковку» принято на Руси вытягивать. Думаете, это только для красоты? Вовсе, нет! Благодатен климат Византии, и не знала она, что такое настоящие морозы и снега. А у нас обилие последних ставило бы под угрозу сферические купола церквей, но стоило их вытянуть в «луковки» — и снег начинал по ним соскальзывать, скатываться под собственной тяжестью.

Иным путем пошло развитие западноевропейской (готической) архитектуры. «Костлявые» силуэты соборов, заносчиво устремленные ввысь, своими шпилями имели в основе каркас из естественного камня, кото

85