Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 90Рис. 13. а — кесонная розетка, б — кронштейн или модульон, в — балясины: 1 — с круглым основанием, 2 — с квадратным основанием; 3-е каннелюрами и капителью весьма фривольных сюжетов с обнаженными девами, стоит лишь поднять очи к потолку... Мраморные лестницы обрамлялись перилами с балясинами (рис. 13,в), а ряд многочислен ных проходных комнат выстраивался в великолепную анфиладу. Золото и серебро, хрусталь и фарфор, шелк и шпалеры довершали картину этого роскошества. Красота! Благолепие! Но не менее поэтично мог выглядеть в народном сознании такой простой на первый взгляд дощатый потолок крестьянской избы, что в отличие от своих благородных собратьев веками не претерпевал изменений. Каков он был раньше, таков и остался по сей день, а В.Даль дает нам такое описание: «Потолок — настилка или подшивка досок под крышей, под стропилами, по матицам, переводинам, балкам, лежащим на стенах строения; дощатая стлань, нередко двойная, сверху и сысподу матиц, отделяющая низ или покои от чердака, верху, подволоки. В жилом доме верхний черный потолок или накат (иногда бревенчатый) стелется сверху и. засыпается по смазке землею; чистый потолок или подволока подшивается из тесу под матицы и обычно штукатурится». Как просто и обыденно, но только не для поэта. С.Есенин писал: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанный еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов... Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному своду, а матица — Млечному Пути...» Не случайно, видно, слово «матица» (несущая балка) одного корня со словом «мать», и коль в новом доме треснуло бревно, из которого она вырублена, — жди беды. Так считали наши предки... |