Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 89

Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 89

Рис. 10. Пример укладки кессонных плит по подпружным аркам (фрагмент свода капеллы Пацци во Флоренции) (а) и по ребристой решетке каркаса (реконструкция) (б)

Рис. 12. Палаццо Фарнезе в Риме. Пример свода с декоративно-конструктивным кессоном в сочетании с монументальной скульптурой и живописью -э -

Рис. 11. Схемы основных типов конструктивных кессонных сводов

В период позднего Возрождения (XVI в.) и стиля барокко декор сводов становится более роскошным — лепной рельеф сочетается с монументальной живописью, а над созданием фресок («альфресо» означает роспись «по-сырому») трудятся лучшие художники эпохи (рис. 12).

В особой чести была фресковая живопись на Руси. В стари

ну расписывали у нас стены и своды церквей и палат, а особенно пышно — в XVII в., когда сердцу русского человека был близок стиль так называемого дивного узорочья, да и позже, в XVIII—XIX вв., когда с особым пристрастием стали расписываться потолки во дворцах знатных вельмож. Классицизм вновь напомнил человечеству

об античности, и прижились на нашей почве атланты и кариатиды, амуры и наяды... Все они вкупе с разнообразными розетками (рис. 13,а), модульонами-кронштейнами (рис. 13,6) и живописью создавали на дворцовых потолках роскошные плафоны. А живопись (по желанию заказчика) — от великолепных букетов из «розанов» до

87