Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 86

Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 86

Рис. 3- Прототипы дорического (а) и иониче- Рис. 4. Кессонные перекрытия в Парфеноне ского (б) ордеров в деревянной конструкции

нии на месте фриза оказывались концы балок (рис. 3). Завершает конструктивную и декоративную композицию ордера нависающий карниз (наконец-то понятное и знакомое слово появилось — правда?), благодаря тени, которую он бросает на «завитушки», или барельефы, украшающие фриз, подчеркивается рельеф и красота декора всей несомой части, которая называется антаблементом (клянусь больше «не загружать» вас столь сложными словами).

В памятниках дорического ордера мощные колонны несут столь же мощный, тяжеловесный антаблемент, а пропорции ионического и коринфского ордеров, напротив, изящны и легки — широко расставленные колонны лишь «поддерживают» ленту антаблемента.

Греки не решили проблемы перекрытия большого пространства, не расчлененного колоннами, с помошью стоеч-но-балочной системы, но создали все предпосылки для раз

вития арочно-сводчатых и купольных конструкций.

Древние римляне, переняв у греков ордерные системы, стали использовать стоечно-балоч-ную конструкцию для создания более грандиозных сооружений. Ведь римская архитектура должна была поражать простого смертного своим величием.

Главными инженерными открытиями римской эпохи стали изобретение бетона и широкое применение арочно-сводчатых перекрытий. В начале такие конструкции понадобились римлянам для строительства мостов, водопровода и канализации, а затем римские зодчие распространили новый опыт на строительство монументальных общественных зданий с огромной внутренней площадью.

Древнеримские «новации» на этом не закончились — были разработаны новые системы конструкций и приемы декорирования. Стены стали состоять из бетонного несущего ядра и облицовки из туфа, мрамора или травертина. А при возведе

нии сводов и куполов из бетона для их облегчения использовались ящики, которые закладывали в бетон. Между ними образовывались ребра жесткости. Эта технология, знакомая и древним грекам (рис. 4), получила название кессонной. Владея различными приемами кладки из камней разнообразных геометрических очертаний, римляне превратили кессон в декоративный прием (рис. 5). Завоевав Египет, они открыли для себя здесь новый материал — кирпич. После этого вместо дефицитной и сложной системы деревянных опалубок они стали выкладывать кирпичные арочные каркасы. Практически все принципиальные решения возведения арок и сводов были на вооружении римских архитекторов (рис. 6). Да и приемы художественной обработки сводов (лепнина, живопись) органически сочетались с конструкцией (рис. 7).

Так что именно в Римской империи произошла «тихая» ар

84