Сделай Сам (Знание) 2000-02, страница 126нее — такую же сухую сосновую жердь. К концам сосновой жерди привязали множество вожжей. И с пением молитвы-за-клинания мужики принялись водить ее взад и вперед по липовому стволу. Адаль-ше предоставим слово самому Лескову: «Великое тайнодействие на поляне совершалось: красная сосна, врезаясь в черную липу, пилила пилой, в воздухе сильно пахло горящим деревом и смолой, и прозрачная, синеватая, светящаяся нитка мигала на одном месте в воздухе». Действо закончилось сожжением чучела. В других же случаях от «живого огня» зажиг&чи солому и сучья в неглубокой канаве и через нее прогоняли скот. А остатки «живого огня» разносили по домам и вновь возжигали от него и очаги, и свечи, и лампады. Наиболее совершенным способом добывания огня трением оказалось сверление. Путешественники и этнографы встречались с ним едва ли не на всех континентах. В деталях такие приспособления различаются весьма сильно, суть же у всех одна: заостренная палочка приводится во вращение А там, где конец ее соприкасается с подставленной снизу деревяшкой, выделяется большое количество тепла. Положенный в ее углубление сухой мох, древесная труха или что-либо подобное, начинает тлеть в считанные секунды. Чтобы вращение сверла было быстрей и равномерней, на него обычно навивают тонкий ремешок или прочную тесемку, а концы ее прикрепляют к согнутой в виде лука палке. Водя луком взад-вперед, добиваются результата куда скорей, чем если бы сверло вращалось ладонями. Наверное, многие в детстве читали занимательную книгу писателя Эрнеста Сетгона-Томпсо-на «Маленькие дикари», повествующую о том, как трое мальчиков попытались провести летние каникулы в лесу, живя, как настоящие индейцы. Один бывалый человек показал им, как сделать индейский зажигательный бурав. Так что, если кто-нибудь вздумает сделать нечто подобное, пусть раздобудет эту книгу. Он найдет там даже подробный чертеж. Никакой практической пользы такое знание в наше время, разумеется, принести не сможет. Но чего не сделаешь ради любопытства! Фонтан искрЕще и еще раз повторим: добыча огня с помощью трения — дело хлопотное и трудное. И принадлежит оно в основном временам давно минувшим. Зато еще один древний способ получения огня дожил до времен, куда более близких к нашим, а в видоизмененном и усовершенствованном виде применяется и сейчас — это извлечение искр из кремня. При этих словах многие, наверное, вспомнили о столь распространенном механизме, как зажигалка. Такие читатели, в сущности, глубоко правы. Однако о зажигалках мы еще поговорим. Сейчас же обратимся к более простым способам такого вида добывания огня. Нет никакого сомнения, что первобытный человек рано обратил внимание на то, что если сильно ударить друг о друга два камня, то из них могут вылететь искры. Особенно заметно появление искр, если взять кусок кремня. Сильно искрит также пирит, иначе серный или же железный колчедан — минерал, также весьма распространенный в природе. Разлетевшиеся искры тут же гаснут, но если они попадут на легко воспламеняемое вещество, то оно может загореться или, во всяком случае, затлеть. А уж тлеющий огонек ничего не стоит «оживить», подув на него немного. Вот так и явилось в незапамятные времена высекание огня, ставшее на тысячелетия самым распространенным и надежным способом его получения. Этим способом вовсю еще пользовались у нас в стране в годы гражданской войны, когда разруха привела к почти полной остановке спичечных фабрик. Да и в Великую Отечественную войну, когда вновь возникли многие трудности в жизни народа, кое-где людям вновь пришлось вспомнить прадедовские навыки. Высекание огня стало особенно надежным и быстрым, когда появилось железо, а затем и более прочная сталь. Из стали начали изготавливать огнива, которым и ударяли по кремню. Искр при этом вылетело куда больше — целый сноп. Ог-нйво могло представлять собой просто металлическую пластинку или даже, допустим, кусок от напильника. Но делали их и специально: выковывали в виде продолговатого, удобного для держания в руке брусочка. А в Западной Европе любили выковывать огнива в виде ножа с ручкой. И до сих пор еще в музеях и частных коллекциях на Западе можно видеть подобные приспособления, нередко роскошно украшенные травлением, гравировкой и 125 |