Сделай Сам (Знание) 2000-02, страница 24

Сделай Сам (Знание) 2000-02, страница 24

глазомере, можно поступить по-другому: на ткань-основу наложить кусочек канвы и вышивать в соответствии с ее клеточками. Чтобы канва не съезжала, ее нужно заранее подкрахмалить и надежно прикрепить к ткани-основе: пришить по всему периметру наметочным швом или приклеить специальным клеем, клейкой каймой («паутинкой») или даже посадить на флизелин. Все это в том случае, если канва у вас тоненькая, с легко съезжающими нитяными клеточками, но возможно, вам повезет купить прочную, довольно толстую кайму и подобрать под нее бисер необходимого размера, тогда все ухищрения, описанные выше, вам будут ни к чему.

А в начале XIX в. в качестве основы

• для бисерных вышивок использовали тонкий холст, исходя из того, что сторо-

. на клеточки равняется двум нитям осно-

• вы. Холст — материал прочный, поэтому

• работы, выполняемые на нем, до сих Пор хорошо сохранились, а если уж и встречаются повреждения, то в основном это

• обрывки нитей, крепящих бисер.

В конце 30-х годов XIX в. для основы стали применять бумажную канву — бумагу с крупными дырочками. Расстоя-

• ние между ними соответствовало сред-

• нему размеру бисеринки. Такая канва

• ускорила процесс вышивки, но отрицательно сказалась на качестве, так как,

, будучи ломкой и жесткой, не позволяла заполнять бисером весь рисунок — фон

• часто оставался незаполненным и цро-

• сто раскрашивался акварелью.

Позже для основы стали применять

• обычную нитяную канву с большими

• клетками, поэтому и бисер в таких рабо-

• тах употреблялся крупный, а значит, увеличились и размеры вышивок. Такие

. «монументальные полотна» могли дос-

• тигать 1x1,5 м.

Случалось, что для основы применяли дорогие ткани, например бархат. Тогда его не полностью заполняли л бисером. На его богатом фоне бисерные

• цветы смотрелись особенно изысканно.

Теперь, что касается шитья вприкреп.

Это более скорая техника по сравнению с шитьем по счету. Выгодна она еще и тем, что благодаря ей можно расшить практически любую картину и не нужно забивать голову постоянным счетом. А еще тут есть возможность слегка халтурить — пришивать бисерную снизку не через каждую бисеринку, а через 2—3. На внеш

нем виде изделия это не скажется, а дело пойдет быстрее. Правда, это только в том случае, если вы работаете над настенным панно или другой вещью, которая не будет постоянно находиться в руках. Для кошельков, косметичек и т.п. «халтурка» не пройдет — выйдет в ущерб качеству, и работа станет, увы, недолговечной. Эта техника хороша еще и тем, что в ней можно использовать не столь ровный и одинаковый бисер. От этого качество изделия не пострадает.

По истине неограниченные возможности для выбора сюжета преподносит нам техника шитья вприкреп. Но можно ее использовать и для счетного шитья — на нитку нанизываются бусинки разного цвета, в строго просчитанном порядке, а потом эта снизка ряд за рядом нашивается на ткань-основу.

«В ризах образа»

И все же технику шитья вприкреп исстари использовали для шитья картин и икон, возможно, потому, что вышитая бисером икона напоминает мозаику древних христианских храмов Византии и Киевской Руси. Я тоже попробовала свои силы в этом. Результат вы видите на рис. 4.

Рис. 4

23