Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 134

Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 134

искусством выделки бумаги овладели итальянцы.

Исходным материалом для выработки бумаги за пределами Китая стали преимущественно тряпки — обрывки тканей из льна и особенно из хлопка. Интересно, что и само название хлопка перешло на бумагу: хлопок по-персидски «памбйк». Кружными путями попав в Италию вместе с самой бумагой, оно превратилось в «бомбаджио». На Руси вначале (примерно с XIV в.) стали пользоваться именно итальянской бумагой. Привилось и ее название бомбаджио. Как нетрудно догадаться, из него и произошло слово бумага. Любопытно, что наши братья-украинцы его не усвоили и бумагу зовут на западноевропейский лад папиром, да и в западных губерниях России в ходу слово папёра — в частности, в смоленском говоре.

Собственную бумагу у нас, как показали недавние открытия историков, вырабатывать начали примерно в 1550 г., в поместье некоего Феодора Савинова на реке Уче, в селе Колпино, верстах в 70 на север от Москвы. По настоящему же широко бумажное производство развилось в России только с начала XVIII в.

И в России, и в Западной Европе заведения, производившие бумагу, именовались бумажными мельницами и ставились всегда на берегу рек у запруд. Причина этому в том, что самая трудная часть работы — измельчение тряпичного сырья — производилась пестами, приводимыми в движение от водяных колес. Остальное делалось руками — и вычерпывание проваренной массы, и ее сжимание тяжелыми досками, и сушка, и все прочее. Бумагоделательные машины распространились лишь с середины XIX в., причем тогда же изменилось и сырье: основным его видом стала древесина, точнее же входящая в ее состав клетчатка-целлюлоза, измолотая в мельчайшие волокна. К ней иногда примешивают и тряпье. А самые лучшие сорта бумаги и поныне вырабатывают из тряпья и часто вручную. Ныне известно не менее 600 разновидностей бумаги — и писчая, и предназначенная для разных способов печатания книг, и газетная, и оберточная. А еще папиросная (сигаретная), промокательная, фильтровальная, покрытая красящим слоем на основе графита копировальная — всего не перечтешь. И даже сходную с настоящим пергаменом плотную полупрозрачную бумагу

делают, «пергаментную»: ее обрабатывают серной кислотой, промывают, помещают в содовый раствор и снова промывают — в такую непроницаемую для газов и жидкостей бумагу упаковывают масло, чай, табак и прочие вещества, которые надо оберегать от внешних воздействий. И бумажную (бывает и. тканая) кальку, почти вовсе прозрачную делают, пропитывая тонкую бумагу особыми составами. Интересно, что подобием современной кальки пользовались в старину русские иконописцы для перенесение на доску прориси — контура будущего изображения на ней. Слова калька они не знали и получить ее в готовом виде, разумеется, не могли. Они пропитывали растительным маслом обычную бумагу, а потом надежно высушивали, чтобы жир не перешел на деревянную поверхность.

Едва ли стоит продолжать рассказ о сегодняшнем дне бумаги — рубрика «Что старенького?» здесь окажется неуместной. Закончить же эту часть повествования следует, вероятно, как то подсказывает название нашего журнала, рекомендацией о том, как сделать бумагу — самую настоящую и неплохую — собственными руками. Конечно, она вряд ли сможет соперничать с фабричной. Да и захотят ли наши читатели заделаться бумажными фабрикантами? Но ведь сделанное своими руками всегда радует.

Вот этот способ. Надо где-нибудь на берегу пруда или иного водоема, заросшего тиной — зелеными нитчатыми водорослями, зачерпнуть эту самую тину — с берега или собрать со дна граблями. Когда она просохнет, ее следует изрезать ножницами на мелкие — не более полусантиметра - кусочки, после чего истолочь: можно в ступе, можно между какими-нибудь камнями. Далее в котелке, горшке или какой-либо еще посудине растолченную тину следует размочить, положив ее в мелкое сито. Вынув сито из воды, тину накрывают листом бумаги или тряпочкой, потом переворачивают и выкладывают ее на гладкую доску. Через ту же тряпочку или бумагу тину надо прогладить горячим утюгом до полного высыхания или же просушить на солнце. Бумага готова — зеленоватая или желтоватая, если тина пошла в ход не сразу, а некоторое время полежала на воздухе.

Можно получить и совершенно белую бумагу. Для этого толченую тину нагрева

132