Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 131

Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 131

В словари современных западноевропейских языков мы сейчас и заглянем. Во многих из них понятие бумага звучит весьма сходно: по-французски «ле пате», по-немецки «дас папир», а у англичан — «пейпер». И это звучание напоминает нам о том, что ни с чем не сравнимую роль в истории письменности сыграло еще одно растение, точнее же его стебли, а вернее — их сердцевина. Как вы, наверное, уже догадались, растение это — папирус, ближайший родственник нашей осоки, растущий в африканских странах, и прежде всего в Египте. Заросли его исстари подступали к берегам великого Нила, его проток и всяческих других водоемов.

Примерно в то самое время, когда жители Двуречья начали использовать для письма глину, египтяне научились превращать в писчий материал столь изобильно растущий в их стране папирус. В отличие от нашей осоки папирус — растение достаточно крупное: в высоту он достигает метров шести. Соответственную толщину имеют и его трехгранные стебли. Египтяне очищали их от тонкой наружной оболочки, а сердцевину нарезали на тонкие длинные полоски. Их укладывали вплотную одна к другой, а поверх — перпендикулярно — еще один слой таких же полос. Потом их смачивали нильской водой и прессовали тяжелым грузом. Из полосок сердцевины выделялся липкий сок и надежно склеивал их между собой. Склеенный и просушенный лист затем выглаживали и полировали — пемзой, гладкими раковинами и даже иногда пластинами из слоновой кости. Писали на папирусе с одной стороны — там, где полосы шли горизонтально. На вид такой лист, чуточку желтоватый, весьма походил на бумагу. Ее потому и назвали так европейские народы.

Папирусом египтяне пользовались с IV тысячелетия до Рождества Христова. А когда Средиземное море начали бороздить торговые корабли финикийцев, карфагенян, а потом греков и особенно после походов Александра Македонского, папирус широко распространился по всему миру. На нем писали греки и римляне. Его употребляли повсюду в Римской империи, в лучшие свои времена простиравшейся от Британских островов до Междуречья Тигра и Евфрата.

Папирус внешне сходен с бумагой, но отличается от нее большей хрупкостью и

ломкостью. Его не соберешь в виде привычной нам книги или тетради. Зато листы можно склеить между собой и получить сколь угодно длинный свиток. Из сохранившихся наибольшей длины свиток имеет более 40 метров длины. Известно, что в древности делались и куда большие свитки. Так, гомеровская «Илиада» размещалась на 150-метровом свитке.

Свитки сворачивались вокруг деревянного стержня. При чтении их понемногу разворачивали. А. хранили в круглых трубчатых футлярах. Ширина же свитков бывала различной — от примерно 17 см в более ранние времена до 40 см в дальнейшем. Знаменитая библиотека в Александрии, возникшая в Египте в пору царствования там династии Птолемеев (IV—I вв. до н.э.) насчитывала, как считают, не менее 700 тысяч таких свитков-книг До нашего времени она не дошла. Но папирусов все же сохранилось довольно много: еще одно отличие папируса от бумаги заключается в его долговечности. При благоприятных условиях он сохраляется неповрежденным на протяжении тысячелетий.

Спор двух царей

В пределах нынешней Турции, на ее северо-западе, есть небольшой городок Бергама. В древности на этом месте располагался большой и богатый город Пер-гам (Пёргамон по-гречески), столица одноименного царства, возникшего здесь после распада империи Александра Македонского. Цари Пергама в отличие от многих других современных им властителей не слишком любили воевать. Зато в их царстве высокого уровня развития достигли искусства, науки и вообще культура. Царь Эвмен II, правивший здесь во II в. до н.э., решил создать в своей столице библиотеку, не уступающую ни в чем прославленной Александрийской. Но царь Египта Птолемей V не желал потерять славу обладателя самой большой библиотеки тогдашнего мира. Он запретил вывоз папируса, который производился только в пределах его страны. И тогда в Пергаме изобрели новый материал для письма, который стал называться по имени города пергаменос (т.е. дословно попросту пергамский).

Наши читатели, вероятно, не раз встречали это слово на страницах книг по

129