Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 128

Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 128

спорного вопроса о письменности как таковой: как она зародилась, как развивалась и через какие ступени прошла. Просто примем как данность, что с какого-то времени многие народы Земли обрели умение некими условными знаками запечатлевать свои слова и мысли. Есть много оснований думать, что одними из первых это научились делать жители Древнего Двуречья — страны, расположенной близ двух великих рек Тигра и Евфрата (ныне эта страна зовется Ираком). Высокого уровня достигли населявшие Двуречье народы — шумеры, вавилоняне, ассирийцы и ряд других. Принятая ими система письма зовется клинописью, ибо ее знаки имеют вид удлиненных клинышков.

В развалинах древних городов и селений Двуречья сохранилось много глиняных таблиц и табличек, сплошь покрытых клинообразными письменами. Именно глина и была здесь главным материалом для письма. Ее тшательно размешивали, погрузив в воду. Все посторонние примеси в ней — камушки, кусочки прибрежного тростника, трава и все прочее при этом удалялось. Затем из глины лепили плоские будущие «страницы» — прямоугольные, с закругленными краями. Большей частью они бывали размером в ладонь, хотя изредка встречаются таблицы размером в целый поднос, а иногда — и вовсе маленькие, со спичечную коробку.

Писец брал влажную еще табличку на ладонь левой руки, правой же наносил на глину знаки. Большие пластины клали на стол или какую-нибудь подставку. Знаки в глине выдавливались оструганной тремя гранями деревянной палочкой, позже — такой же металлической. Материал и инструмент обусловили само очертание знаков — они представляли собой переработку когда-то бывших в ходу рисуночных письмен, которые в глубочайшей древности придумали шумеры. Соответствие прослеживается с бесспорной ясностью.

Дальше все зависело от предназначения сделанной записи: если требовалась она ненадолго, табличку просто оставляли просохнуть. А если ей предстояло длительное хранение, то ее обжигали в печах наподобие гончарных горнов. Похожие на плоские тонкие кирпичики, таблички порой собирались в своеобразные книги. Их, разумеется, ничем не сшивали, а хранили в ящиках. Обожженная глина боится только сильных толчков и ударов — ни

солнечный жар, ни влага ей не страшны. Так что археологам удалось найти немало памятников письменности древнего Двуречья. Старейшие из них насчитывают на своем веку более пяти тысячелетий.

Но не только в Двуречье была писчим материалам обожженная глина: ею пользовались также древние греки и жители тех стран, где после походов Александра Македонского распространилась греческая культура. Правда, глина здесь была не главным, а подсобным материалом и ее не готовили специально. Просто для записей сиюминутных и частично для школьных упражнений в письме использовали черепки — осколки разбитых кувшинов, амфор и других сосудов.

На черепках надписи процарапывали чем-либо острым. Черепок по-гречески бстракон. От этого слова произошло понятие остракизм, которым иногда мы пользуемся и поныне, когда хотим сказать о ком-либо подвергшемся всеобщему осуждению. Происходит же это понятие от существовавшего в древних Афинах и некоторых других городах обычая раз в год на собрании всех граждан города изгонять из него на 10 лет того, кто замышлял что-либо недостойное. Имена таких людей участники собрания процарапывали на остраконах. Тот, чье имя встречалось чаще других, изгонялся. Этот обычай сохранялся на протяжении нескольких столетий. Память же о нем дошла и до нашего времени, являясь в то же время очевидным свидетельством использования глины как материала для письма.

С глиной, кажется, мы разобрались до конца, и теперь настало время обратиться к траве. Трава? — удивитесь вы. Да разве можно на ней хоть что-нибудь написать? На обычной, привычной нам траве и впрямь ничего и никаким способом не напишешь. Но трава траве — рознь. Возможно, не все наши читатели знают, что ученые-ботаники с полным основанием считают разновидностью многолетних трав и такое растение, как бамбук. Различные виды бамбука входят в семейство злаковых, куда кроме них включаются и все наши хлебные растения — рожь, пшеница, ячмень, овес, и множество лесных и луговых трав. Но бамбук — исполин в ряду карликов. Иные его виды способны достигать высоты до 40 метров, а в толщину его стволы — эти своего рода одеревя-невшие соломины — бывают и в 30 см.

126