Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 130

Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 130

лотом, серебром и резной слоновой костью. Пишут на ола не пером или кисточкой, а острым резцом. Когда текст написан, его натирают особым составом из сажи и душистого масла. Потом состав смывают с поверхности ола, в углублениях же краска остается, и вскоре лист приобретает вид исписанного пером. Ола долговечны и сами по себе сравнительно недороги. Умение приготавливать их не забыто на Шри-Ланке и сейчас.

К сожалению, далеко не всюду можно встретить растения, подобные пальме талипот. Листья же других деревьев для письма не слишком пригодны. Правда, иногда они все же выдерживают орудия для письма. Так, например, лет пятьде-сят-шестьдесят назад стало своего рода модой у курортников, отдыхавших в Сочи и других причерноморских уголках, посылать оттуда письма на листьях магнолии. Они кожистые и достаточно большие — подчас до 22 см в длину и 12 см в ширину. Так что написать на них можно немало. Но это, в сущности, не что иное, как экстравагантная выходка. Ни один народ Земли, кроме буддистов на Цейлоне и некоторых иных стран Юго-Восточной Азии, древесные листья для писания не использовал. Зато другие части дерева использовались широко и разнообразно. И в том числе у нас на Руси.

В истории любой науки бывают счастливые, воистину, как часто говорят, «звездные», миги, когда какое-то внезапное открытие буквально переворачивает все устоявшиеся представления и выводит исследователей на совершенно новые пути познания. Для нашей отечественной истории таким мигом оказался четверг 26 июля 1951 года, когда при раскопках в Новгороде Великом из земли удалось извлечь первую так называемую берестяную грамоту — свернувшийся в трубку кусок березовой коры, на котором оказался различимым довольно длинный текст: перечень сел, обитатели которых обязаны были уплачивать подати их владельцу, некоему человеку по имени Фома. Уже вскоре число найденных берестяных грамот стало исчисляться десятками. А дальше счет пошел уже на многие сотни. Берестяные грамоты донесли до нас живой голос повседневности Великого Новгорода, а заодно и опровергли клеветнические, по сути дела, измышления о едва ли

не поголовной неграмотности и невежестве Древней Руси. Отыскались берестяные грамоты и в других древних русских городах — Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Витебске, а недавно и в Москве.

Что же такое — берестяная грамота? Это полоса, обычно довольно длинная и узкая, верхнего светлого слоя коры березового дерева. Как показали исследования, кору проваривали, чтобы придать ей мягкость и эластичность. А надписи на ее внутренней розоватой стороне делались с помощью писала — костяной или железной заостренной палочки. Ею буквы — хорошо заметные даже много столетий спустя — как бы выдавливались одна за другой. При определенной сноровке это можно сделать достаточно быстро и легко. На бересте иногда писали и чернилами. Но таких грамот известно очень мало по вполне понятной причине: при попадании вглубь земли чернильные надписи безвозвратно исчезали под действием сырости. Вдавленные же сохранялись на века.

На бересте подчас писались книги. Так, в «Житии» величайшего русского святого преподобного Сергия Радонежского сказано, что сам он и монахи его обители, не имея возможности получить другой материал для писания, переписывали священные книги на бересте. Такие книги до нас не дошли, но еще в XVII в. они бережно сохранялись в книгохранилище Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

На березовой коре писали не только наши предки: ее использовали и скандинавские народы, а также сибирские племена. И индейцы Северной Америки рисовали на полосах бересты свои полурисунки-полузаписи. Схожий материал — дубовый луб применялся в древнейшие времена и римлянами. Стоит сказать, что слово либер — в переводе означающее и луб, и лыко — означает еще и книгу, не как некое изделие, выпущенное в мастерской переписчиков или в типографии (которых, естественно, в Древнем Риме быть не могло), а как наименование некоторого более или менее объемистого сочинения. Так что немало интересного может порой дать обращение к науке этимологии — той ветви языкознания, которая занимается изучением происхождения и смысла слов. И словари порой содержат много интересных и подчас неожиданных сведений.

128