Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 133в единственный, по сути дела, вид книги. Снова и снова мы возвращаемся к бумаге. И теперь настало наконец время поговорить о ней самой. В год по километру Можно с уверенностью утверждать: любой из наших читателей знает, что такое валенки. Этот удивительный вид обуви — удобной, легкой, теплой — изготовляют с помощью валяния. Точно так же делается войлок, кошма и разного рода сукна. Но едва ли многие отдают себе отчет в том, что войлок и бумага — весьма близкие родственники, причем войлок может быть назван старшим братом бумаги. Есть много оснований полагать, что к изобретению бумаги люди подошли, наблюдая, как сбивают в прочную и плотную массу шерстяные волокна. С незапамятных времен производством войлока славились кочевники необъятных степей, восточным своим краем прилегающих вплотную к Китаю. Так что для китайцев не было секрета в том, из чего и как войлок делается. Они и сами делали его подчас. И иногда, как считают ученые, особый тонкий войлок они приготовляли из обрезков шелковой ткани, растирая их между камнями и разбивая деревянными молотками, а потом смачивая и сильно сдавливая. После просушки на таком войлоке можно было писать почти так же хорошо, как и на обычном шелке. И начали делать «писчий» войлок еще во II в. до н.э. А следующий шаг был сделан в 105 г. уже нашей эры (впрочем, иногда называются и другие, но в общем-то близкие даты). Именно в ту пору видный сановник Цай Лунь доложил правившему тогда императору Ань-ди, что ему удалось создать совершенно новый материал для письма под названием «чжи», куда более удобный, чем бамбуковые планки, и намного более дешевый, чем шелк и прочие ткани. Император оценил изобретение сановника и даровал ему титул, доселе небывалый: Цай хао чжи — в примерном переводе это означает «Цай — князь бумаги». Высокий титул, однако, не уберег вельможу: разгорелась столь обычная при любом дворе интрига, его очернили в глазах императора и, опасаясь жестокой казни, Цай Лунь принял яд. Смерть изобретателя не помешала распространению его открытия: бумага (а чжи было именно бумагой) быстро завоевала популярность в Китае и стала в больших количествах вывозиться в сопредельные страны. Делалась бумага из очесов льна, пакли, луба бамбука и шелковичного дерева, из тряпья, рисовой соломы, травы водорослей. Все это сперва разбивалось на волокна и варилось в растворе гашеной извести несколько часов — от 4—5 при тонких волокнах и до 12, когда волокна были погрубей. Затем вываренную массу долго колотили деревянными молотками. Или же ее толкли в больших ступах. Получившуюся кашицу помещали в чаны с водой и начинали подогревать. Когда варево немного остывало, волокнистую массу черпали прямоугольными ситами из шелковых нитей или тонких бамбуковых веточек. Чем глубже зачерпывали, тем толще получался бумажный лист. Листы потом откидывали на гладкую доску, прижимали другой доской, прокатывали по ней бревно, а затем, подцепив лист медной иглой, просушивали их на стене пышащей жаром печи. Вот, собственно, и все. Бумага в первую очередь использовалась для письма. Но уже вскоре появились бумажные салфетки, носовые платки, зонтики из бумаги. Потом из бумаги стали изготовлять обои, начали ею обклеивать фонари, оконные рамы и прочее. И даже — в VIII в. н. э. — появились бумажные деньги: из лучших сортов бумаги, щедро расписанные золотой и серебряной краской, снабженные красной печатью с именем императора. Свой секрет китайцы старательно охраняли, но уберечь не смогли. Постепенно бумагу начали производить сперва в близких к Китаю странах, потом в более дальних. Историки науки подсчитали, что распространялось бумажное производство весьма медленно — приблизительно в год по километру. В VI в. бумагу начали делать в Корее, откуда она распространилась в Японию. И на Запад начало проникать китайское изобретение: уже в 650 г. н.э. превосходной бумагой собственной выработки славился древний Самарканд. Далее секретом производства бумаги овладели персы и арабы. А в 1050 г. бумагу начали делать и в Европе — вначале в испанском городе Касатива, затем в других городах Испании. И в том же XI в. 131 |