Сделай Сам (Знание) 2001-02, страница 109

Сделай Сам (Знание) 2001-02, страница 109

ветствии с рис. 1, д на болванку лица нашиваем несколько полосок сложенного в несколько раз капрона или наклеиваем кусочки поролона — это подбородок, щеки и лоб куклы. Нос — кусочек поролона, вырезанный уголком, вклеивается посередине лица. Он должен быть большим — не пугайтесь, он не будет выглядеть как нос бабы-яги, ведь сверху вы еще раз

обошьете лицо несколькими слоями капрона (рис. 1,е), и нос приплюснется.

Теперь по размерам получившейся заготовки выкраиваем из трикотажа, супер-эластика или модного стрейча подходящего телесного цвета две детали по рис. 1, з. Обшиваем заготовку (рис. 1, ж) тканью, прихватывая швом через край обе половины выкройки. Начинать ши-

МЕЖДУ ПРОЧИМ...

Родословная русалки

Омутница, водяница, шутовка, болотница, берегиня, мавка — вот сколько полузабытых ныне имен было в старину у русалки.

Бледнолицые и прекрасные, с телами столь нежными, что можно было проницать их взором, с ялишгыми зелеными волосами выходили эти красавицы из вод и пели чудными голосами неведомые человеческому слуху песни, заманивали беспечных рыбаков и корабельщиков. Завлекали они и случайных путников, когда в лунную летнюю ночь сидели на ветках ив, склоненных к воде, и расчесывали свои прекрасные волосы гребешками, выточенными из рыбных костей.

Но нельзя вырваться из нежных объятий русалок живому человеку: защекочут они его до смерти и потопят.

Летом после Троицына дня можно встретить русалок не только в реке, озере или омуте. Они выходят порезвиться в мир людей. В эту пору только самая отчаянная девушка могла решиться пойти в лес без подруг, ведь там могли увлечь ее за собой русалки, и не вернуться ей уже под отеческий кров. Горе и парням, увидевшим русалочье веселье. Один парень говорит, лишь потому от них живым ушел, что, пускаясь с ними в пляс, два креста на себя надел: один на грудь, другой — на спину — никак к нему не подступиться русалкам было.

Когда русалки плещутся в воде, они частенько запутывают рыбачьи сети, а когда пры

гают на мельничные колеса, могут попортить жернова и плотины.

Действенное средство пресечь русалочьи заигрывания — полынь. «Травой окаянной» называли ее знахари. Идя после Троицына дня в лес, нужно брать эту траву с собой. Любопытная русалка обязательно спросит: «Что у тебя в руках: полынь или петрушка?»

Скажешь: «Полынь», русалка выкрикнет: «Брось ее под тын!» Тут надо успеть бросить траву в глаза русалке, и она отстанет, а если ответишь: «Петрушка», то русалка с возгласом: «Ах ты, моя душка» набросится на человека и защекочет до смерти.

Могут подшутить русалки и над девушками-ленивицами. У заснувших без молитвы воруют они нитки, холсты и полотна, разостланные на солнышке для выбеливания; потом краденым завивают русалки березки.

Любят русалки раскачиваться на ветвях берез, потому в Русальную неделю деревенские девушки завивают березы (связывают их ветви) разноцветными лентами.

На Украине, говорят, водились еще и русалки-гречухи. Они собирались на ночных полях и с криками: «Ух, ух, соломенный дух!» весело бегали по посевам, катались по земле. Считается, что там, где резвились русалки, трава растет гуще и зеленее, а хлеба — обильнее.

О происхождении русалок народ разное бает. Одни говорят, что русалками становятся

маленькие девочки, умершие некрещеными, а другие считают, что русалки — это девушки, утопившиеся из-за неразделенной любви или утопленные своими злыми мачехами.

Как выглядела эта загадочная красавица? Н. В. Гоголь оставил нам такое описание: «Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькнула спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета. Она оборотилась к нему — и вот ее лицо, с глазами светлыми, сверкающими, острыми, с пеньем вторгавшимся в душу, уже приближалось к нему, уже было на поверхности и, задрожав сверкающим смехом, удалялось, — и вот она опрокинулась на спину, и облачные перси ее, матовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически нежной окружности. Она вся дрожит и смеется в воде...»

Знаменитая Русалочка из сказки Андерсена была с рыбьим хвостом, и когда вместо хвоста старая ведьма дала ей ноги, но отняла голос, ходить по земной тверди бедной Русалочке стало так больно, будто шла она по лезвию ножа.

По всему выходит, что у русских русалок не было. рыбьего хвоста, тогда как у их иностранных «соплеменниц» он наличествовал. Хотя на наличниках и на фасадах старинных русских домов, украшенных деревянной резьбой, мы можем видеть именно «хвостатых» русалок.

107