Сделай Сам (Знание) 2001-02, страница 23Советы модницам Как носить украшения из жемчуга? На Востоке про жемчуг говорят, что он «как друг, которого надо беречь, он как красавица, которую надо лелеять и восхищаться ее красотой, иначе она увянет». Носить жемчуг следует на обнаженном теле, иначе самоцвет начнет быстро стареть. При носке изделий их следует оберегать от попадания воды, кислот, табачного дыма, косметики, дезодорантов, растворителей, дезинфицирующих веществ, огня, пота. Не следует долго находиться с украшением на ярком солнечном свете и направленном искусственном. Как ухаживать за самоцветом? Жемчуг любит ласку, его почаще надо поглаживать, перебирать, заново нанизывать бусы на нити, затягивая узлы между ними, чтобы горошины не терлись друг об друга. Если камень загрязнился, его можно почистить слегка увлажненной льняной тряпочкой или промыть в пене хорошего мыла. Как хранить жемчужные изделия? Большая сухость воздуха, как и высокая влажность, им противопоказана. Изделие необходимо завернуть в слегка увлажненную льняную салфетку (хлопчатобумажная и шерстяные ткани способствуют пересушиванию). В месте, где находится украшение, не должно быть других самоцветов, как правило, более твердых, способных поцарапать перламутровый слой. Второе рождение чуда В литературе по ювелирному делу о «слезах Луны» говорится довольно скупо и однообразно. Уточняется, что это камень, происхождение которого связано с жизнедеятельностью организма, представляющий собой твердое образование углекислого кальция, округлой или неправильной формы. Перечисляются его основные цвета и оттенки. Упоминается, что с глубокой древности жемчуг причисляли к драгоценному материалу. Дается представление о разделении жемчуга на природный и культивированный, о применении его и, наконец, об обращении с ним. Там же можно почерпнуть отдельные отрывочные сведения о полузабытых приемах обработки камня, хранимых в памяти редких мастеров-жемчужников. Обобщив их, вырисовывается примерно следующая картина. Приемы обработки жемчуга Мало кому известно, что жемчуг, несмотря на свое природное совершенство, требовал определенной доработки. К XVIII в. сложилась целая система. Замаривание. Было замечено, что речной жемчуг, только что вынутый из ракушки, довольно мягкий. Чтобы при затвердевании он не испортился, его клали в рот, где и держали не менее 2 часов. После этого жемчужину заворачивали в мокрую тряпицу и держали за пазухой до полного затвердевания Считалось, что и цвет жемчужины от этого только улучшается. Чистка. Созревший на груди камень подвергали «алмажению». Прием был достаточно сложным, требующим от мастера особых технических навыков и знаний. Поэтому к работе привлекались подручные. Для осуществления операции использовали алмаз, «всех черствее камений и крепчае». Сами способы зачистки камня составляли профессиональный секрет, передавав шийся от отца к сыну. Суть сводилась к подчистке, строганию неровностей жемчужины, приданию ей более округлой формы. К приему «алмажения» прибегали и в случае старения самоцвета. Снятием верхних потускневших слоев перламутра камню возвращали былую молодость. Реже практиковался способ сбивания специальным инструментом со всей поверхности поврежденного или некрасивого образца от одного до десятка наружных слоев арагонита и конхиолина. Шлифовка. Ее целью было окончательное выравнивание поверхности подчищенных зерен, горошин. Для этого обычно использовали шерстяные суконки, между которыми катали жемчужины. Иногда поверхность ткани пропитывали воском с добавлением золы тростника, хвоща или других мягких абразивов (трепел, древесный уголь и др.). Мелкий, дешевый жемчуг обра 21 |