Сделай Сам (Знание) 2001-02 приложение, страница 36

Сделай Сам (Знание) 2001-02 приложение, страница 36

ки». Женщины, увы, не имеющие права наследования, в девичестве процарапывали на своих прялках и бердо (деталь ткацкого станка) знак отца, а после свадьбы — «мужнин».

В Историческом музее хранится интересный экспонат — бердо с семью разными родовыми «знаменами». Это значит, что семь раз передавалось оно от матери к дочери. А память народная передает из уст в уста анекдот с 80-летней «бородой»: записалась одна крестьянка в колхоз, а вместо подписи, по причине неграмотности, крестик поставила. Пришла через месяц зарплату получать и в ведомости нолик рисует, а на удивленные расспросы с достоинством отвечает: «Ну чудные вы люди! Я ж замуж вышла — фамилию сменила». Зная теперь о существовании традиции родовых знаков, наверное, уж не покажется нам этот анекдот столь потешным.

Кстати, в истории почти всех народов мира можно встретить схожие сюжеты. До недавнего времени символы, подобные вышеописанным, употребляли индейцы Северной Америки, аборигены Австралии и Африки, народы Сибири, Средней Азии, Поволжья... Были времена, когда каждый род носил имя какого-либо животного и оно являлось не только его символом, но и покровителем, а потому почиталось как свяшенное. В Австралии называлось такое животное кобонгом, в Америке — тотемом, в Азии — тамгой.

* * *

«Не богат, да славен — тот же барин», — так рассуждали в народе, а потому гордились своей принадлежностью к трудовой династии не меньше, чем к дворянскому роду.

В последнее время, правда, причин для гордости у нас становится все меньше. Не покладая рук и языков, трудятся над ее искоренением иные СМИ. Но мы-то знаем, что возрождение страны начнется именно с осознания рядовыми ее гражданами своего места в обществе, с восстановления гордости за дела предков и желания продолжить их. Возможно, кто-то скажет, что сегодня у нас куча первоочередных задач, а экскурс в историю геральдики — всего лишь экскурс, но увлеченным читателям хочу напомнить, что даже когда Петр I по-своему обустраивал Россию и не думал о родовых гербах ее граждан, сами граждане активно занимались гербовым творчеством.

Вот представьте себе, наступит когда-нибудь время всеобщего процветания и гербы сочинять запретят, чтобы мы не «возносились» особо. Так вот и давайте до этого времени успеем обзавестись собственной родословной эмблемой. Может быть, с этого, казалось бы, пустяка и начнется возрождение?

Пусть наши предки даже и не «из высоких дворян, чьи терема под небеса ушли», традиции крестьянских, ремесленных эмблем в России были всегда.

...На моем вновь обретенном гербе, думается, будет: ткацкий станок, потому что прадед мой и прапрадед златотканую Парчу делали; самолет,

34