Сделай Сам (Знание) 2001-02 приложение, страница 44

Сделай Сам (Знание) 2001-02 приложение, страница 44

«Отечествоведение» Николая Федорова

С замечания о том, как часто фантастические идеи становятся реальностью, был начат рассказ об общедоступности «машины времени», но оказывается, бывает и наоборот: вполне реалистичные идеи приводят к выводам поистине фантастическим.

Таково философское учение основоположника русского космизма Николая Федоровича Федорова (1828—1903), учение, получившее научное развитие в трудах К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского.

С восхищением отзывались о Н. Ф. Федорове его великие современники. Ф. М. Достоевский утверждал, что идеи Федорова он «прочел как бы за свои». Л. Н. Толстой «чувствовал себя в силах зашитить их». «Замечательным своеобразным мыслителем» называл Федорова А. М. Горький. «Учителем и утешителем» был Федоров для философа В. С. Соловьева. «Отец русской космонавтики» К. Э . Циолковский вспоминал: «В Чертков-ской библиотеке я однажды познакомился с одним из служащих. Он давал мне запрещенные книги. Потом оказалось, что это известный аскет Федоров, друг Толстого, изумительный философ и скромник. Федоров раздавал все свое крохотное жалование беднякам. Теперь я понимаю, что и меня он хотел сделать своим пенсионером».

Да, он жил аскетом, но сам не считал себя таковым. Питался в основном чаем и хлебом, спал 3—4 часа в сутки на голом сундуке, ходил в одной

ИЗ ИСТОРИИ АРХИВА

Наиболее ранние сведения о существовании архивов на Руси относятся к XIV—XV векам. Правда, документы хранились тогда вместе с книгами, деньгами, и возникали такие хранилища чаше всего при церквах и монастырях. В XVI веке все центральные и местные правительственные учреждения имели свои хранилища документов, хотя зачастую очень плохо устроенные: бумаги лежали на скамьях, на столах, на полу, а то и в корзинах (в старинных описях архивов можно встретить слова «в трех ларях и пяти лукошках»).

Название «архив» явилось в русском законодательстве впервые при Петре I. Было постановлено, чтобы в канцеляриях и конторах оконченные дела хранились не более трех лет, а затем сдавались в архив под расписку архивариуса.

А в пушкинские времена обогатилась русская речь еще и выражением «архивные юноши». Так приятель А.С.Пушкина, библиофил С.А.Соболевский шутли

во назвал группу молодых философствующих дворян, служивших в 20-х гг. XIX века в Московском архиве Государственной коллегии иностранных дел. Среди них были: поэт Д.В.Веневитинов, С.П.Шевырев, В.Ф.Одоевский, братья И.В. и П.В.Киреевские, А.И.Кошелев, сам Соболевский. А.И.Кошелев в своих «Записках» писал. «Архив прослыл сборищем «блестящей» московской молодежи, и звание «архивного юноши» сделалось весьма почетным, так что впоследствии мы даже попали в стихи начинавшего тогда входить в большую славу А.С.Пушкина». Кошелев имеет в виду 49 строфу седьмой главы «Евгения Онегина» Архивны юноши толпою На Таню чопорно глядят И про нее между собою Неблагосклонно говорят. «Пушкина, — пишет Н.ОЛернер, — разумеется, забавляло сочетание двух слов, друг с другом не особенно вяжущихся: «архивные» и «юноши». С архивом связано ведь Представление старости

42