Сделай Сам (Знание) 2001-02 приложение, страница 46не только европейские, но и восточные языки, особо увлекаясь китайским. Четырнадцать лет преподавал он историю и географию в уездных училищах городов Центральной России. Но отнюдь не учебник считал Федоров основной формой обучения. Знания приходили к ученикам после увлеченного изучения истории родного края, его памятников, его географии, животного и растительного мира. Весной 1866 года Федоров был арестован по делу Каракозова за знакомство с народовольцами, но через три недели философа отпустили, и он решает податься в Москву. Здесь он работал вначале в Чертковской библиотеке, затем долгих 25 лет — в библиотеке Румянцевского музея (до недавних пор — знаменитая «Ленинка»), а в последние годы жизни — в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. Первым составил Федоров систематический каталог книг Румянцевского музея, выдвинул идею о международном книгообмене. (Окончательно осуществившейся, кстати, лишь сегодня, благодаря Интернету.) Федорова называли «героем, подвижником в области книговедения», на его рабочем месте в «каталожной» собирались интересные и знаменитые люди, вели философские беседы, спорили. Но больше всех удивлял присутствующих своей эрудицией и необычным взглядом на жизнь сам хозяин «каталожной». Говорят, он знал содержание едва ли не всех книг Румянцевского музея. Но Федоров не только владел столь обширными познаниями, он смог переосмыслить прочитанное и создать свою систему взглядов, обогащенную личным опытом. «Мир дан не на поглядение, не миросозерцание — цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желаниям», — писал Н. Ф. Федоров. Именно он ввел в оборот модное среди нынешних деловых людей словцо «проект». «Философия, понимаемая лишь как мышление, есть произведение еще младенствующего человечества... Но философия, понимаемая не как чистое только мышление, а как проект дела, есть уже переход к совершеннолетию». Итак, что же ждет человечество по федоровскому проекту? Во-первых, выход человека в космос, освоение космического пространства и планет. Синтез наук вокруг астрономии, «космизация» науки. Во-вторых, регуляция природы, которая заключает метеорологическую регуляцию, когда «ветры и дожди обратятся в вентиляцию и ирригацию земного шара как общего хозяйства», управление движением земного шара, магнитными силами, нахождение новых источников энергии, в том числе энергии Солнца. В-третьих, раскрытие тайн наследственности. В-четвертых, прекращение всех военных конфликтов. В-пятых, Федоров предлагает «ввести в историю каждый городок и село, как бы незначительны они ни были». Развитие краеведения, изучение быта прошлого нужно для того, чтобы каждый человек нашел свое место в этом мире, осознал участие своих предков в общей истории страны. Это исследование, помогающее принять историю, как предмет, близкий и святой для всех, Федоров назвал «отечествоведением». Музеи в этой связи должны стать храмами поклонения ушедшим поколениям. 44 |