Сделай Сам (Знание) 2001-04, страница 119закрепляют с помощью клеевой мастики Пластина должна быть в идеальном состоянии, не допустимы даже малейшие трещины. Размеченный карандашом или иным путем рисунок обводят тушью. Тонким круглым или V-образным штихелем или самодельным резном — трехгранным шабером (готовят заранее 2—3 штуки диаметром от 1,5 до 6 мм (рис. 12, д) делают глубокую канавку, аккуратно проходя инструментом весь контур рисунка. Снаружи углубления осторожными движениями плоского штихеля или шабера снимают верхний слой раковины. «Стружка» удаляется до тех пор, пока все внутреннее пространство рисунка не станет выступать над остальной поверхностью пластины. Плоский штихель можно заменить надфилями, напильниками, косыми ножами, стамесками. При работе с любым из этих инструментов, чтобы не сорвать раковинный слой, места углубления выскребают. Изначально углубив фон, переходят непосредственно к рисунку. Легкими движениями руки с резцом рельефно прорабатывают изображение. Под рукой всегда должен находиться брусок из кварцита или корунда для правки резаков. Поочередно удаляя фон и подрезая детали рисунка, добиваются его наибольшей выразительности. В работе стараются как можно полнее использовать цветовые переходы слоев раковины. Завершают работу шлифованием всей поверхности тонкими порошками пемзы, карбида кальция, используя для этой цели липовые палочки, срезанные на конце под углом 45°. Для чистовой обработки углублений концы палочек затачивают в соответствии с их формой (рис. 12, е). Фон камеи часто полируют, оставляя передний план рисунка матовым. Наконец остается лишь отделить пластину от державки. Камеи, закрепленные на клее ПВА, предварительно вымачивают в течение суток в воде, в синтетических смолах, в ацетоне. Подчищают изнаночную сторону и заправляют вырезанное изображение в рамку, ободок, каркас... Рис. 13. Резные камеи по раковине: а — работы П.Зальцмана («Сандро Боттичелли», "Петр Первый", «Майя Плисецкая»); б — геммы работы Л Филипповой |