Сделай Сам (Знание) 2001-04, страница 19ИСКУС С древнейших времен почиталось на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узорочья. Мастерицы расшивали шелка и бархат золотыми и серебряными нитями, жемчугом и перламутром, по холсту стлали шелком, льном, шерстью. И занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и социального происхождения. Великие княгини вышивали пелены и покрова в дар храмам, в монастырских мастерских трудились над заказами белошвейки и золотошвеи. Дочери купцов и помещиков также проводили немало времени за кропотливым тонким рукоделием. Но самое большое распространение вышивка имела в народной среде, в русской деревне, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и других предметов быта. Ведь для вышивки не требовались сложные приспособления. Пяльцы делали из двух сухих березовых брусков с проушинами да двух поперечных планок и двух натяжных палочек, а круглые пяльцы для небольшого куска ткани — из двух легких, плотно входящих друг в друга деревянных обручей. Холст, нитки и игла обязательно были в каждом доме. Вышивать начинали ранней весной, когда наступала пора светлых дней, но далеко было еще до всех сельскохозяйственных работ. Хозяйка дома вместе с дочерьми с особой торжественностью приступали к этому занятию, поскольку видели в вышивке не только способ украсить ткань, но и великую возможность наделить ее при помощи древних орнаментов особой чудодейственной силой, способной защитить от разных бед и недугов. Подготовленные за долгие зимние вечера холсты превращались в руках мастериц в праздничные одеяния, полотенца, подзоры, столешницы (скатерти), орнаменты которых рассказывали о неразрывной связи человека и природы, о красоте, силе и многообразии окружающего мира, где главное место отводится солнцу. Л со о * о а s < L << 3 С >so <(0 ооо >а. Солнце, по народным представлениям, праведное и чистое противопоставлялось всему темному, злому. Оно почиталось как источник жизни, обладающий великой очистительной и охранительной силой. В языческой древности к солнцу обращали молитвы о плодородии, о благоденствии. Поэтому неслучайно в любом орнаменте традиционной русской вышивки встречаются изображения птиц и животных, связанных со светилом, или графические знаки солярных (солнечных) символов. Одним из них был косой крест — знак солнца и огня, также обладающего очистительной силой (рис. 1). Его называли в народе огневцом. Четырехконечный косой крест с загнутыми концами означал также солнцеворот, смену дня и ночи, вечное продолжение жизни, охрану плодородия. А в православии стал этот крест называться Андреевским в честь Андрея Первозванного и силу свою обережную сохранил. Недаром Андреевский флаг с изображением этого креста голубого цвета 17 |