Сделай Сам (Знание) 2001-04, страница 20Рис. 1 охранял в сражениях не одно поколение русских воинов. В виде круга-розетки с множеством лучей вышивали свои солнышки мастерицы на полотенцах, рубахах, головных уборах. Иногда круг превращался в многогранник, ромб и даже квадрат. Однако нередко именовался также кругом, олицетворяющим солнце, словно блестящий шар, плывущий по небу. Ромб, в свою очередь, как солярный знак подчеркивал идею плодородия, продолжения жизни. Считалось, что его очертания вторят очертаниям материнского лона, матери-женщины и матери-земли — начала всего живого. Поэтому ромб воспринимался не только знаком солнца, но и земли. Если изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромба, то обозначал не просто землю как твердь, а плодородную почву, вспаханную бороздами. Ромб с крючками являлся символом матери-земли плодоносящей, плодоносящего поля, женского начала и магии плодородия вообще. Его использовали в вышивке для изображения побегов, прорастающих на теле коней, птиц, центрального элемента дерева жизни, головы Великой матери. Особенно обильно узорами из различных ромбов украшали наряд невесты, будущей матери, продолжительницы рода (рис. 2).Изображению женской фигуры в вышивке отводилось особое место, поскольку в ее образе нашли свое воплощение несколько персонажей. Земля, в представлении русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «кормилица — мать сыра земля». Крестьяне отмечали день именин земли, когда нельзя ее было тревожить, копать, боронить и т. д. Нарушивший этот запрет навлекал на себя беды. Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Вышивали ее на полотенцах и подзорах в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или на краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду (рис. 3). Покровительницей домашнего очага, хозяйства и женских работ с языческих времен считалась богиня Мокошь. Ее Рис. 2 18 |