Сделай Сам (Знание) 2001-04, страница 96

Сделай Сам (Знание) 2001-04, страница 96

Как уже упоминалось, мягкие ткани слизняка обернуты особой оболочкой — мантией. Она обладает удивительной способностью накапливать в себе и отдавать известковое вещество, идущее на возведение «крепости», способной защитить моллюска от всех невзгод. В мантию строительный материал попадает через кровь, в которой растворен карбонат кальция, поступающий из воды продуктов питания животного.

Клетки, расположенные по самому краю внешней поверхности мантии, выделяют органическое вещество конхио-лин, имеющий коричневый или черный цвет. У большинства раковин двустворчатых моллюсков наружный конхиолино-вый слой развит слабо, легко стирается в выпуклых частях створок, обнажая белые слои, лежашие ниже.

На некотором удалении от края внешней поверхности мантии расположена зона, клетки которой выделяют карбонат кальция, образующий так называемый фарфоровый слой. Средний слой раковины самый толстый. Сложен он несколькими (от одного до трех) рядами арагони-товых призматических пластинок, тесно прилегающих друг к другу и ориентированных перпендикулярно поверхности раковины.

Еще дальше от края внешней поверхности и располагается зона, непосредственно смыкающаяся с раковиной, выделяющая микрокристаллики арагонита. Они имеют форму овальных или многоугольных чешуек, перемежающихся тончайшими слоями конхиолина. Это тот самый перламутровый слой, который придает внутренней поверхности непередаваемую красоту, а моллюску — самые комфортные условия.

При попадании внутрь раковины ка-ких-либо мелких предметов перламутр обволакивает заодно и их. Подобным образом являются на свет всем известные жемчужины. Способность внутреннего слоя раковины вынашивать, рождать жемчуг определила его название «мать жемчуга». По-немецки это и значит «перламутр».

В ракушечном мире очень часто встречаются «дома», где начисто отсутствует перламутровый слой. Вместо кристаллов арагонита мантия вырабатывает кальцит с более рыхлой внутренней структурой, полностью отсутствует призматический фарфоровый слой.

«Терема» неписаной красоты

Выбрать самые красивые раковины из многих тысяч встречающихся на планете моллюсков — заведомо невыполнимая задача. Из каких критериев исходить, оценивая невероятный талант художницы-природы? Из сказочно причудливой формы, из непередаваемых оттенков цветов, раскрасивших витки и складки раковины, из радужных переливов перламутровой глади? Бережно перебирая ракушки одну за другой, словно переносишься в неведомый подводный мир, где оживает сама сказка с ее удивительными «героями».

Аполлон (биплекс) — самые красивые из этого рода моллюсков — обитают у берегов Японии на глубине до 100 м. Широкие, словно крылья, лопастные выросты по краю раковины не дают им утонуть в мягком илистом грунте (рис. 1). Как на лыжах, моллюск скользит по его поверхности.

Архитектоника — закрученные в тугую спираль раковины, будто лепнина, образуют своеобразный купол с чуть заметным отверстием посередине. Излюбленные места обитания: воды Карибского бассейна, прибрежные районы Японии, на глубине 35—60 м.

Астрея — «улитка-солнце». Близ берегов Новой Зеландии на больших глубинах встречаются наиболее привлекательные виды. Имеют необычную звездоподоб-ную форму. Живая раковина покрыта толстым слоем органических известковых отложений.

Верметус — раковина моллюска, обитающего в бассейне Тихого океана, вовсе не отличается изяществом формы, расцветкой. Однако вид у нее совсем не обычный.

Гиппопус — «лошадиная нога». Один из ближайших родственников тридакны, обитающей в зоне коралловых рифов в Индийском, Тихом океанах и у берегов Австралии. Форма раковины действительно напоминает копыто лошади. По размерам они уступают гигантской три-дакне, но все же достигают десятикилограммового веса.

Гульдфордия — мало изученный брю-

хоногий моллюск. Встречается у берегов -►

Рис. 1. Раковины редкостной красоты

94