Сделай Сам (Знание) 2002-02, страница 54

Сделай Сам (Знание) 2002-02, страница 54

Рис. 11. 1 — пищик (располагается под 15° к вертикальной оси, на расстоянии 1/3 длины корпуса); 2 — корпус; 3 — низ; 4 — верх 5 — передняя часть

ны глиной, потом трубку вынимают. В стенках формы проделывают отверстия ладов (одно-два снизу, а шесть-восемь сверху). Их место и размер подбирают по звучанию гаммы. У такой флейты звук после обжига получается довольно резкий, высокой тональности, но очень чистый, чище, чем у деревянного инструмента.

Окарина звучит гораздо интереснее. У нее глубокий «бархатный» тембр. Форма и размеры окарины строго не регламенти-

Рис. 12

рованы и могут быть достаточно разнообразны. Есть окарины в форме рыб, кита, волка. Как добиться звука, рассказано выше. Тонкость в подборе звукоряда. Для этого нужно иметь камертон или какой-нибудь настроенный инструмент, например баян, кларнет, флейту (рис. 11).

Будущую окарину формуют из комка глины задуманной формы, разрезают нитью по продольной оси, стекой с петелькой выбирают глину, выдерживая одинаковую по всему объему толщину стенок. Она бывает от 0,5 до 1 см. От размера резонатора зависит звучание: чем он больше, тем звук ниже, а чем меньше, тем выше (рис. 12).

Канал для дутья в пищике делают при помоши слегка клиновидной плоской палочки шириной около сантиметра. Канал строго соосен с острием клина. Отверстие для выхода воздуха находится экспериментально (рис. 13).

Обе половинки окарины соединяют и хорошо промазывают шов. Затем нужно в окарину подуть и послушать звук, который получается при замкнутом объеме. Обычно он бывает низкий и глубокий. Изменяя отверстия для выхода воздуха и клин, добиваются звучания ноты «до». Затем острой палочкой проделывают 10 от-

Рис. 13. Расположение ладов: 1 — ре; 2 — ми; 3 — фа; 4 — соль (правая рука); 5 — ля; 6 — си; 7 — до; 10 — фа (левая рука): 8 — ре; 9 — ми (большие пальцы); 11 — отверстие канала для дутья; 12 — отверстие для выхода воздуха

52