Сделай Сам (Знание) 2002-02, страница 56

Сделай Сам (Знание) 2002-02, страница 56

Когда гипс затвердеет, его вместе с изделием снимают, зачищают края и в них делают глубокие клиновидные борозды — направляющие для внутренней части формы. Плоскость разъема и направляющие смазывают вазелином и во внутреннюю часть заливают свежую порцию гипса. Он заполняет всю полость и клиновые направляющие, так что после высыхания обе части формы можно будет совместить по направляющим. Так же формуют вторую половинку окарины. Формы подсыхают 1—2 недели в собранном виде.

После того, как формы высохнут, их разнимают и они готовы для изготовления окарины. В наружную форму набивают глину, и в нее по направляющим вставляют вторую половинку, предварительно смазанную вазелином. Она уплотняет слой глины. В глиняных оттисках проделывают по лункам все отверстия, клиновидной палочкой восстанавливают канал для дутья и проверяют звучание, как было показано выше Плоскости разъема глиняных половинок промазывают глиной и соединяют. Окарину следует

обжигать по обычным для глиняных изделий правилам.

Обжиг глиняных изделий

В старину обжиг производился в костре. Этим способом можно пользоваться при обжиге неглазурованных изделий.

Под будущим костром выкапывается ямка, на дно которой кладутся сухие ветки и солома, на них — просушенные глиняные изделия, плотно переложенные соломой, но так, чтобы, когда солома сгорит, они, оседая, не повредили друг друга. Сверху насыпают угли вперемешку с землей, на этой подушке разводят костер и поддерживают его в течение нескольких часов. Когда костер оседает в яму, начинают интенсивный обжиг, подкладывают побольше сухих дров. Весь жар костра остается в яме, только на следующее утро из нее извлекают ее содержимое.

Гораздо удобнее пользоваться муфельной печью. Основная часть печи — рабочая камера, или муфель, выполненный из огнеупорной глины. Вылепливают его по заранее изготовленной форме. Это может

производство было приурочено к традиционной вятской ярмарке «Свистунье», на которой глиняные куклы, шары и свистульки работы дымковских мастеров имели большой сбыт. Крестьяне-кустари передавали свое искусство из поколения в поколение. В конце XIX в. промысел пришел в упадок, дымковская игрушка была вытеснена фабричными гипсовыми статуэтками, подражавшими изделиям из фарфора.

Сегодня промысел возрождается. Игрушки лепят из местной гончарной глины с добавлением речного песка; части соединяют жидкой глиной. После сушки и прокаливания в печи их белят мелом, разведенным на молоке, затем расписывают темперой или гуашью с добавлением яичного желтка яркими геометрическими узорами — кругами, клетками, полосками, точками разных цветов и размеров, и украшают листочками су-

& С

сального золота. В советские годы появились интересные произведения — «Колхозное стадо», «Уборка урожая», композиции на сюжеты народных сказок и басен И. А. Крылова. Дымковские мастера с успехом выступали на всесоюзных выставках и конкурсах и сделали дымковскую игрушку популярным русским сувениром.

* Ангобирование — это способ нанесения на поверхность сырого глиняного изделия красок на глиняной основе — ангобов. Для получения этих красок в жидкие высокодисперсные растворы беложгу-щихся глин добавляют окрашенные окислы металлов в порошках. Роспись ангобами дает чистый цвет, пластичный рисунок. Техника нанесения ангоба проста: пипеткой или грушей поливают ангобы на необожженное изделие — капля за каплей. Растекаясь, капли образуют разноцветные концентрические кольца. На

клоняя и вращая изделие, можно изменить форму колец, придать им определенные очертания предметов: солнца, леса, цветка и т. д.

* Нефтяные и газовые месторождения имеют очень надежные «покрышки» из глин. Глина не только препятствует разрушению залежей, но она сама тесно связана с их возникновением. Рассеянное в глинах органическое вещество (отмершие остатки мельчайших организмов) с течением времени при определенных условиях преобразуются в соединения, близкие по составу к нефти, которые затем выжимаются из глин и сосредоточиваются в более пористых породах, обычно в песках или известняках, где и образуются залежи.

* Волокнистую основу бумаги составляет целлюлоза. Промежутки между волокнами заполняют специальными наполнителями: каолином, тальком, гипсом, красителя-

54