Сделай Сам (Знание) 2002-03, страница 8

Сделай Сам (Знание) 2002-03, страница 8

вая сердце умершего с «пером правды». Если сердце чисто, весы не колыхнутся, если отягощено неправедными делами — оно перетянет перо правды и будет обречено на муки.

Индейские вожди побережья Северной Америки украшали свои головные уборы исключительно перьями орла. Уважали птицу прежде всего за силу. Орла считали родоначальником племени, поэтому мясо его есть было нельзя. Даже плохо отзываться о нем запрещалось. Когда разметанные в танце перья разлетались в толпу, благотворная сила якобы переходила на всё племя.

Ведуны бразильского племени тапира-ки надевали парики из красных перьев, чтобы «переманить» на себя силы молний и смерчей во время зловещих церемоний и заклинаний стихий. Когда ведун шаманил, перья разлетались, отпугивая злые чары стихий.

Папуасы Новой Гвинеи, особенно трепетно относясь к райским птицам*, счита

* Так называется целое семейство птиц (более 40 видов), обитающих в тропических лесах Новой Гвинеи, прилегающих островах и Северо-Востоке Австралии.

ли, что души умерших сородичей переселяются в их тела. Таинственная птица сова, являющаяся неслышно из мрака ночи, для многих народов Севера крепко связана с силами тьмы. Ее боялись как вестника духов ночи. Волшебную силу приписывали и сойке — беспокойной, вороватой птице, безнаказанно разоряющей гнезда других пернатых. Северяне испытывали ужас перед гагарой с ее человеческим криком, страшным на закате. Добывать перья этой птицы было делом опасным, но необходимым для шаманских ритуалов. Долгое время считалось, что души погибших моряков вселяются в альбатросов.

Ворон — священная птица племени тлинкитов, проживающих на Аляске, и многих других народностей Севера. Ритуальный танец в его честь выполняется в костюме Ворона и в маске, украшенной перьями птицы. Ценился ворон прежде всего за способность предчувствовать смерть.

Среди птиц американской орнитофауны есть голубая танагра, или птица счастья, как ее называют в тех местах, где она обитает. А встречается она на просторах от Южной Мексики до Бразилии, а также

между прочим...

Сокровищница Севера. Гага — самая крупная морская утка, живущая на побережье островов Северного Полярного круга. Всю жизнь эти птицы кочуют громадными стаями по суровым морским просторам. Лишь по весне, выбираясь на сушу, образуют целые колонии гнезд.

Пух птиц, которым самки, выщипав из собственной груди, выстилают гнезда, поистине бесценен. Лучшего тепло-изолятора матушка-природа не придумала. Он удивительно мягок, пушист и легок. Пе-рышки-пушынки с длинными бородками не сваливаются в комок.

Гнездо гаги — ямка, чуть прикрытая листьями и стеблями, а сверху — пышная пуховая шапка. Масса ее достигает 15—20 г. После вывода птенцов родители бросают гнездо и пух можно собирать.

Во все времена пух был желанной добычей человека. В

Исландии, например, первые попытки хозяйственного использования гагачьих гнезд относят к XII—XIII вв.

В одном ряду с традиционным русским товаром — лесом, пенькой, медом, воском, рыбой, пушниной стоял и гагачий пух. Пару веков назад его вывозилось по нескольку десятков тонн. Доходы в государственную казну были огромные. Для сравнения — 400 г пуха были равноценны целой корове или оленю. Россия вплоть до начала XIX в. занимала первое место по экспорту гагачьего пуха. Все это привело к почти полному исчезновению морской утки.

Для сохранения птицы в 1933 году на островах Кандалакшского залива был создан заповедник. Сегодня там гнездятся порядка 8—10 тысяч пар особей, в то время как на морских побережьях Исландии гнездятся более 220 тысяч пар.

Остается добавить, что пух гаги как утеплитель традиционно используется при пошиве зимней одежды жителей Крайнего Севера, незаменим при экипировке участников полярных экспедиций, альпинистских восхождений, летчиков.

Валюта острова Санта-Крус.

На этом затерянном в южной части Тихого океана уголке земли перья и поныне служат обменной монетой. Не имея запасов перьевых денег, вряд ли можно рассчитывать на выкуп приглянувшейся невесты.

Валюта представляет собой сплетенные из перьев пояса. За невесту установлена твердая такса: 15—16 поясов разного качества и оттенков — от новеньких ярко-алых, стоимостью 25 фунтов стерлингов, до выцветших серо-антрацитовых, за которые продавцы запрашивают не более 2— 3 шиллингов.

6