Сделай Сам (Знание) 2002-04, страница 115вы недостаточно промыли ткань после крашения. Ткань надо промывать теплой водой до тех пор, пока вода не станет прозрачной. После этого ткань еще раз прополаскивают в холодной воде. Окрашенную ткань нельзя сушить на солнце или близ источников тепла. Штапельные ткани следует расстелить, а не сушить на веревке. Изделия из легких тканей можно повесить на плечики. Перед сушкой ткань следует отжать, не выкручивая. Особенно это важно для тонких и шерстяных тканей. Лучше всего отжимать такие ткани между двумя простынями или полотенцами, свертывая их в рулон. Теперь от общих рекомендаций перейдем к конкретным рецептурам красильных растворов и способам крашения различных тканей. Крашение хлопчатобумажных и льняных тканей прямыми красителямиПакет красителя высыпают в миску и при перемешивании добавляют по каплям теплую воду, пока не образуется паста. Эту пасту заливают водой (0,5 л на один пакет красителя), тщательно разме шивают и процеживают через кусок ткани. После этого в раствор добавляют воду, доведенную до температуры 40—50°С. Напоминаем, что отношение количества раствора к массе окрашиваемой ткани (модуль ванны) должно быть в пределах 10-20. В красильный раствор погружают ткань и нагревают до кипения. Спустя 15—20 мин в слабо кипящий красильный раствор, из которого предварительно вынимают ткань, вливают 2 л раствора поваренной соли (1 ст. л. на I л воды). Затем опускают ткань и продолжают крашение в слабо кипящем растворе еще 30— 40 мин. После этого бак снимают с огня и выдерживают ткань еще 30 мин в остывающем растворе. Все это время ткань переворачивают. Если красят в светлые тона, количество соли уменьшают вдвое. В красильный раствор можно всыпать и сухую соль, но для этого ткань надо вынуть на 3—5 мин, добавить соль, размешать и лишь после того, как она полностью растворится, вновь опустить ткань. Когда крашение закончено, ткань вынимают, дают стечь красильному раствору и многократно полощут в теплой, затем в холодной воде, осторожно отжима- МЕЖДУ ПРОЧИМ... Секрет чистки книг от дедушки КрыловаИстория эта произошла со знаменитым баснописцем И. А. Крыловым и П. И. Гне-дичем — драматургом, переводчиком, историком искусства. Косвенно коснулась она и А. Н. Оленина — президента Академии художеств, директора Петербургской публичной библиотеки, одного из самых просвещенных людей своего времени. По словам современников, у Крылова «в самый большой располох всегда оставалось довольно присутствия духа, чтобы поправиться». Как-то выпросил он у А. Н. Оленина дорогую и редкую книгу на дом к себе для прочтения. Это было роскошное издание описания Египта, которое составлено во время кампании Наполеона. Поутру, за своим кофе, усевшись на приделанном подле окна возвышении, где стоял маленький столик, Крылов положил на него книгу и, поддерживая ее рукою, любовался прелестными гравюрами, приложенными к тексту. Вдруг стул его покачнулся. Усиливаясь сохранить равновесие, второпях он схватился рукой за блюдечко, чашка опрокинулась на книгу — и разогнутые листы фолианта облиты были кофе. В то же мгновение Крылов бросился в кухню, отделявшуюся узеньким коридорчиком от залы, где случилось несчастье, схватил ушат с оставшеюся в нем водою, втащил его в залу и, кинув разогнутую книгу на пол, стал ведром поливать ее из ушата. Служанка, видевшая все это из кухни и коридора, опрометью бросилась наверх к Гнеди-чу, призывая его на помошь и давая намеками чувствовать, что Иван Андреевич не в своем уме. Гнедич, пересказывая об этом, театрально говаривал так: «Вхожу, на полу — море, Крылов с поднятым ведром льет на книгу воду. Я в ужасе кричу. Он продолжает». Наконец, опорожнив ушат, Крылов изъяснил Гнедичу, что без воды не было никакого способа вывести пятна кофе из книги, на которой в самом деле, когда она просохла, ничего не осталось заметного, кроме желтой полосы на краях страниц». Пожалуй, сегодня хитрость дедушки Крылова можно применять не в 100% случаев. Ведь множество современных изданий печатается на такой бумаге, которая, облитая ушатом воды, буквально сама исчезнет, правда вместе с пятнами кофе. 113 5 Сделай сам, № 4 |