Сделай Сам (Знание) 2004-01, страница 78

Сделай Сам (Знание) 2004-01, страница 78

/

ные приюты бесплатные в Москве». Возможны его же добавления в разделе «Лечебные заведения в Москве». На эту мысль наводит письмо Чехова Суворину от 10 октября 1889 года: «Мне прислал Павленков корректуру медицинского отдела в «Русском календаре», прося подробных поправок».

Значительным этапом в творчестве Антона Павловича стало участие в «Сто-главе. Иллюстрированном календаре на 1889 год». Его издавал сын Суворина. В заурядной, большого формата книге были помещены не очень интересные литературные произведения, а также репродукции картин с «провальной» академической выставки художников 1888 года. Опубликованный с небольшими изменениями чеховский рассказ «Беглец», безусловно, оживил и украсил этот серенький календарь. Интересно, что в библиотеке Л.Н. Толстого всегда под руками находился этот выпуск «Стоглава». Рассказ Чехова «Беглец» Лев Николаевич очень высоко ценил и многократно перечитывал, последний раз, если судить по записи в «Дневнике» — 8 сентября 1909 г., незадолго перед уходом из Ясной Поляны.

В издании «Стоглава» на 1888 год Антон Павлович опять-таки нашел ряд недостатков, о чем сообщал в письме к А. Суворину 27 октября 1888 года: «Прочтите в «Стоглаве» почтовые правила — об отсылке денежных пакетов. Это Алексей Алексеевич сочиняет такие правила. Его медицинский отдел ниже всякой критики — можете передать это мнение специалиста». С этим нельзя не согласиться, работая с календарями и над календарями, Чехов как литератор стал настоящим специалистом календарного дела. Они находились в его библиотеке постоянно, и каждый новый год на письменном столе появлялся новый календарь.

«Несжатая полоса —

пятно жестокосердия человеческого»

(Н. С. Лесков о Календаре графа Л.Н. Толстого)

По цензурным соображениям Льву Николаевичу Толстому не удалось издать в Москве «Календарь с пословицами», поэтому его обходным путем выпустили в

Санкт-Петербурге в 1887 году. Редакторские исправления не понравились Толстому, но у населения книга пользовалась большим спросом. В дальнейшем писатель неоднократно возвращался в своем творчестве к пословицам, например, в сборниках «Мысли мудрых людей на каждый день» и «Круг чтения».

Думаю, что читателям будет интересно ознакомиться с рецензией на «Календарь графа Толстого», написанной Н.С. Лесковым и опубликованной в журнале «Русское богатство» (№ 2, 1887).

«В Петербурге вышел в свет давно ожидаемый календарь Льва Николаевича Толстого. Имени Л.Н. на нем нет, а книжечка называется просто «Календарь с пословицами на 1887 год».

Содержание календаря, так сказать, разбито на четыре руки. В первую руку, как во всех календарях, идет месяцеслов, или, что вернее бы, кажется, назвать, именослов. Отдел этот не представляет ничего оригинального, хотя, впрочем, число имен довольно полно, но, однако, без того пополнения, какое было бы небесполезно в русском народном календаре. Много труднопроизносимых имен греческого и римского происхождения, и нет приятных слуху и понятных по значению старорусских имен славянского происхождения. Их стоило бы выбрать из месяцеслова Ко-солапова, так как месяцеслов этот очень мало кому известен, и лица, имеющие право нарицать крестные имена, не знают многих имен, которые могут быть даваемы русскому ребенку. Так, например, бывают споры из-за имени Богдан, Боголеп, Ярослав и др. Народный календарь в своем именословном отделе мог бы прийти на помощь этой потребе и отрадному возвращению народного вкуса к именам приятного, родного звука и понятного значения.

Граф Л.Н. Толстой это упустил, или пренебрег этим, кажется, напрасно.

За пропечатанием именослова всех двенадцати месяцев, с 30-й страницы начинаются пословицы...

Какое здесь значение пословиц — понять нетрудно. У англичан, у немцев и у французов давно были издаваемы такие книжечки, вроде календариков, где «на каждый день» предлагался один или два текста из Священного Писания, одно изречение какого-нибудь знаменитого проповедника и какое-нибудь правило житейской мудрости. Цели таких книжечек

77