Сделай Сам (Знание) 2004-03, страница 133

Сделай Сам (Знание) 2004-03, страница 133

И вот — в железной колыбели, В громах родится новый год...

Черты его ужасно строги, Кровь на руках и на челе... Но не одни войны тревоги Несет он миру на земле!

Не просто будет он воитель, Но исполнитель Божьих кар, — Он совершит, как поздний мститель, Давно обдуманный удар...

Для битв он послан и расправы, С собой несет он два меча: Один - сраженный меч кровавый, Другой — секиру палача.

Но для кого?. Одна ли выя. Народ ли целый обречен?.. Слова неясны роковые,

И смутен замогильный сон... * * *

Будучи глубоким психологом и мыслителем, Ф.М. Достоевский заглянул в далекое грядущее россиян, он описал это в своих дневниковых записках.

Ф.М. Достоевский

Дневник писателя

(1876 г.)

«...Многое впереди загадка, и до того, что даже страшно и ждать. Предсказывают, например, что цивилизация испортит народ это будто бы такой ход дела, при котором рядом со спасением и светом вторгается столько ложного и фальшивого, столько тревоги и сквернейших привычек, что разве лишь в поколениях впереди, опять-таки, пожалуй, через двести лет, взрастут добрые семена, а детей наших и нас может быть ожидает что-ни-будь ужасное».

Читаешь размышления Федора Михайловича — и поражаешься его пророческому дару. Он верил в русский народ, в его жизненную и созидательную силу, и с надеждой на лучшее будущее писал

«Человечество обновится в саду и садом выправится — вот формула... В наш век произошла страшная революция, и одолела буржуазия. С ней явились страшные города, которые не снились даже и во сне никому... Это города с хрустальными дворцами, с всемирными выставками, с

банками, с бюджетами, с зараженными реками, с дебаркадерами, со всевозможными ассоциациями и заводами. Теперь ждут третьего фазиса: кончится буржуазия и настанет Обновленное Человечество. Оно поделит землю по общинам и начнет жить в саду. И это мальчики и это девочки десяти лет, и где же... а то уж у нас в России... Почему так? А потому что у нас есть и до сих пор уцелел в народе один принцип, и именно тот, что земля для него все, и что он все выводит из земли и от земли... Если хотите переродить человечество--^ лучшему, почти что из зверей наделать людей, то наделите их землею — и достигнете цели... Весь порядок в каждой стране — политический, гражданский, всякий — всегда связан с почвой и с

характером землевладения в стране».

* * *

Дневниковые записи Льва Толстого не призывают заглянуть в будущее. Более того, писатель вообще не приемлет никаких празднеств. По его мыслям — это пустое времяпровождение, потому сам Лев Николаевич и в новогодние вечера продолжает работать и, как положено классику, поучать. Так он записывает в дневнике.

J1.H. Толстой Дневник

(1 января 1905 г. Ясная Поляна)

«Мы гадаем, ищем, желаем счастия, то есть таких условий, при которых нам бы было хорошо, а между тем нам хорошо может быть только от нашего усилия побороть то, что нам нехорошо. Так что выходит совершенно обратное того, что мы думали: то самое, что мы называем счастьем. здоровье, богатство, слава, красота, все это — Капуи (город в Италии, Л.Н. обозначил этим словом праздность. — Прим. автора), все это ослабляет нашу энергию, устраняет возможность или, по крайней мере, не вызывает потребность проявить усилие, — то самое, что дает истинное благо».

* * *

А вот о чем думал последний российский император Николай II, встречая новый год, новое XX столетие.

131