Сделай Сам (Знание) 2004-03, страница 138

Сделай Сам (Знание) 2004-03, страница 138

ший удар религиозным предрассудкам и старому быту».

Через два года взамен пятидневки правительство устанавливает шестидневку. Итак, гайки закручены, народ теперь трудится пять дней, на шестой отдыхает. В календарях старались не обозначать названия дней недели. Вместо них проставлялись цифры. О трудовом люде не забывали, «заботились» как могли. Это подтверждает «Календарь лесного рабочего на 1933 год», названия статей которого говорят сами за себя: «Боритесь за чистый, культурный барак» или «Не ленись — будешь с хорошей похлебкой!». Барак и похлебка представлялись неким идеалом новой жизни, некой путеводной звездой.

Возвращение новогодней елки

В 1941 году привычную неделю вернули «на круги своя». Военное поколение знало, что с запретом празднования Нового года в домах запрещалось наряжать елку, чтобы ничем не напоминать о наступившем торжестве. Нужно отдать должное нашим людям — традиционный праздник отмечали, хотя и приходилось потом, не выспавшись, идти на работу. В конце 40-х годов праздник возвратили народу, видимо, как запоздалый подарок за победу в великой войне.

В созвездии Православия яркой звездой сияет Рождество Христово. Это особый, святой день для каждого христианина, да и для всего человечества. Это торжество люди встречали искренне, а не вымученной полугримасой-полуулыбкой, как официальные праздники, придуманные ретивыми чиновниками и отмечаемые ими же чуть ли не каждое воскресение. Рождество мы глубоко чтим, любим: тихо, спокойно и душевно, ибо оно заложено в нас Богом, Природой, традициями нашего народа. Это тихое и спокойное раздумье о дне прошедшем и настоящем, полный надежды взгляд в грядущее, путь, пройденный одним человеком и человечеством.

Когда мы пишем и делаем ошибку, нас поправляют или мы сами исправляем ее и сразу же о ней забываем, как о недостойном факте. Так почему погрешность в расчетах вращения планеты, возникшая в далекие времена, когда технические воз

можности землян были недостаточно совершенны, должна в течение столетий искажать ход времени? Естественно, революционный праздник можно было «перебросить» на другой месяц, как факт, ничего не значащий для ее вершителей, но имели ли они право вторгаться в святая святых, в православные праздники, и переносить их на другие числа? Ведь ни одному человеку, рожденному до революции, не пришло в голову отмечать свой день рождения на 13 дней позже, понимая, что погрешность календаря, будто бы набежавшая за 16 столетий, — не повод для переноса даты рождения. Вот почему Сергей Есенин писал в 1924 году: «Я родился в 1895 году, 21 сентября, в селе Константинове», — а не в октябре, как отмечают в Москве, в Рязани и в других городах России. Подобный пример характерен для всех писателей, ученых, общественных деятелей, родившихся до революции.

Как зовут деда Мороза

Как зовут нашего деда Мороза? Как на Западе — известно: Санта Клаус, а у нас, русских? Если бы этот вопрос был задан нашим предкам лет сто назад, без сомнения многие бы легко ответили. Мы же забыли, не знаем, не помним... Поскольку 1 января отмечался святой Василий, деда Мороза на Руси любовно называли Василием, а 1 января — Васильевым днем

После 1930 года запрещенные православные праздники и дНи памяти святых, к немалому огорчению россиян, стали потихоньку отмечаться не в положенные дни. Таким образом нарушилось космическое равновесие, разорвались связующие нити прошлого с настоящим. Не ведет ли вакханалия в календаре к вакханалии в собственном доме, именуемом некогда Святой Русью? Хотим мы того или не хотим, но нам, словно по сценарию, приходится нарушать Рождественский пост новогодним застольем. Хлебосольный русский обычай предполагает в этот день отведать сту-денька или жареного гуся, да мало ли чего мясного, но до 7 января, то есть до Рождества, мы должны соблюдать пост. Вот и грешим, и маемся от праздника к празднику. Издавна подмечено, что 1 мая, 31 июля и Рождество Христово

136