Сделай Сам (Огонек) 1996-02, страница 72борнокислого аммония, нагретого до 30 "С. Заметим, что борнокислый аммоний необходимо правильно приготовить. И делают это так. Сначала в теплый раствор борной кислоты в воде добавляют при помешивании небольшими порциями нашатырный спирт до тех пор, пока лакмусовая бумажка не начнет окрашиваться в синий цвет (жидкость имеет рН = 6...7). После чего жидкости дают постоять. Повышает прочность отливки глаубе-ровая соль, раствором которой обрабатывают готовую отливку. Твердость гипса значительно возрастет, если его затворить водой, содержащей до 50% кремневой кислоты, а готовую отливку затем нагреть до 60...80 °С. Еще по одному способу придания гипсу прочности гипс затворяют в почти насыщенном растворе буры. Готовую же отливку сначала пропитывают хлористым барием, а затем покрывают горячим мыльным раствором и промывают водой. Одним из лучших способов получения высокотвердого гипса является 2-часовая пропитка гипсовой отливки цинковым или железным купоросом. Допустимо обрабатывать гипсовые отливки алюмокалиевыми квасцами, что также повышает твердость гипса. Продержав около суток изделие в насыщенном растворе квасцов, ему дают высохнуть, после чего отливку нагревают до температуры 550 "С. Гипс, обработанный квасцами, затвердевает медленно, но, затвердев, напоминает по прочности керамику. Заметим, что с увеличением количества воды, добавляемой для затворения гипса, прочность последнего снижается, так как избыток воды испаряется, в результате чего в гипсе образуются поры. Чистка загрязненных гипсовых отливок Гипсовые отливки со временем загрязняются. Причиной тому являются пыль и тряпка, которой эту пыль с отливок смахи вают. Вот несколько советов, как правильно очистить загрязненную гипсовую поверхность и придать ей свежий вид. Совет № 1. Поверхность гипсовой скульптуры обрабатывают пылесосом, затем пропитывают нежирным молоком. Последнее поглощается поверхностью гипса, создавая на ней тонкую пленку, представляющую собой казеин. Затем наносят слой мастики, состоящей из растворенного в скипидаре белого воска и небольшого количества масляных цинковых белил. Мастику наносят щетинной кистью постепенно, тонким слоем, как бы втирая мастику в поверхность гипса. После высыхания первого слоя мастики через 4...5 дней наносят второй. После такой обработки мастикой на поверхности гипса образуется белая матовая пленка. В дальнейшем гипсовая скульптура, покрытая мастикой, может промываться водой. Совет № 2. Простым составом, удаляющим загрязнения с гипсовой скульптуры, является разведенный в воде крахмал (клейстер), который наносят на гипсовую поверхность и дают высохнуть. Образовавшуюся в результате этого на скульптуре пленку соскабливают деревянным скребком вместе с грязью, прилипшей к крахмалу. Совет № 3. Для придания гипсовой скульптуре белоснежного вида ее покрывают два-три раза цинковыми белилами, разведенными в клеевой воде (слабеньком растворе столярного клея). Совет № 4. Весьма эффективен способ удаления загрязнений как с гипсовой, так и мраморной скульптуры с помощью синтетических материалов на основе полиэтиленового воска. Для приготовления 5...15%-ной пасты полиэтиленовый воск (оказывается есть такой!) растворяют в ксилоле при температуре 40...50 °С. Приготовленная паста наносится мягкой прочной кистью так, чтобы на отливке не остались волоски от кисти. После образования на поверхности полиэтиленовой пленки последнюю вместе с загрязнениями удаляют. |