Сделай Сам (Огонек) 1996-04, страница 72

Сделай Сам (Огонек) 1996-04, страница 72

Баритовый слой (тонкая суспензия сернокислого бария) и прозрачный полиэтиленовый слой характерны для фотобумаги. Первый усиливает сцепление светочувствительного слоя с основой, препятствует проникновению компонентов светочувствительного слоя в подложку, предохраняет эмульсионный слой от появления дефектов и повышает белизну самой фотобумаги. Второй придает глянцевость отпечатку и позволяет сушить его без глянцевания.

ПРОЦЕССЫ ОБРАБОТКИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ

Черно-белые негативный и позитивный процессы

Черно-белый негативный процесс обработки фотопленки включает в себя три этапа: экспонирование, проявление и фиксирование. Сначала во время съемки в эмульсионном фотослое черно-белой негативной пленки под действием света образуется невидимое (скрытое) для глаза изображение. И чтобы оно стало видимым, центры скрытого изображения необходимо увеличить в миллионы раз. Эту операцию проводят в специальном растворе — проявителе, содержащем сильные восстановители. В результате химической реакции галоидное серебро в фотослое восстанавливается до черного металлического. Количество выделяющегося металлического серебра на том или ином участке пленки зависит от того, сколько света падало на данный участок во время экспонирования: чем больше световой энергии участку было сообщено, тем больше выделится там серебра и, следовательно, плотнее будет оптическая плотность изображения. После проявления негативное изображение закрепляют в фиксирующем растворе (фиксаже) и тщательно промыва

ют, удаляя неэкспонированные соли галоидного серебра из фотослоя.

Черно-белый позитивный процесс обработки фотобумаги состоит из тех же стадий, что и негативный: экспонирования, проявления и фиксирования. Разница заключается лишь в получаемом после обработки изображении. Негативное изображение на фотопленке образуется при обратном распределении яркостей — светлые части объекта съемки выглядят темными, а темные части, наоборот, светлыми. На фотобумаге получают картину, полностью соответствующую реальному распределению яркостей деталей сюжета, — темные детали будут темными, светлые — светлыми.

Цветные негативный и позитивный процессы

Процессы обработки цветных фотоматериалов сложнее, чем черно-белых. Вообще-то, процесс получения цветного изображения основывается на тех же реакциях, что и процесс получения черно-белого изображения, то есть включает в себя экспонирование, проявление и фиксирование. Однако в черно-белом процессе изображение строит проявленное серебро (черное металлическое), а во время цветного проявления дополнительно в каждом из светочувствительных слоев в результате соответствующих реакций образуются желтый, пурпурный и голубой красители. А чтобы металлическое серебро не затемняло цветное изображение, пленку обрабатывают в отбеливающем растворе, переводя серебро изображения в растворимое соединение, которое удаляется из слоя в процессе фиксирования и окончательной промывки. В результате в фотослое формируется изображение, состоящее из красителей.

После завершения обработки пленки в фотослое маскирован