Сделай Сам (Огонек) 1998-01, страница 26

Сделай Сам (Огонек) 1998-01, страница 26

ответ

получен

■■■■■■■■■

Вопрос И.Скобы, Пермь

Сейчас в продаже появились пленки с узором, которые наклеивают на окна, чтобы получились «витражи». Еще в газете рекламируют импортные (французские, итальянские и другие) краски для изготовления витражей. С пленками все понятно. А вот как получить цветной орнамент или рисунок на стекле, не знаю. И еще один вопрос. Расскажите, пожалуйста, о секретах изготовления настоящих витражей. Это очень сложно?

А. Леонидов

ВСЕ, ЧТО ЗНАЮ...

Отвечая на вопрос И.Скобы о цветном орнаменте на стекле и секретах изготовления витражей, хочу поделиться материалами из своей коллекции об этом прекрасном художественном ремесле. Ксожалению, знаю фамилию автора только одного материала, который был опубликован в сборнике «Прекрасное — своими руками», изданном в Москве в 1979 году. Это Н. Эпис, подготовивший для сборника статью «Витраж». Остальные материалы— не плоды моей фантазии ни в коем случае! Все собрано по крупицам из рассказов народных умельцев, мастеров-самоучек. Использовал я и свой опыт в этом деле.

Из истории

Витраж — один из старинных видов декоративного искусства, переживающий в наши дни как бы второе рожде

ние. Уже в 5-м веке окна церквей и монастырей начали украшать орнаментальной мозаикой из цветных стекол, которые вставляли в деревянные или каменные переплеты. Со временем сравнительно грубые деревянные или каменные переплеты заменили более изящной свинцовой арматурой.

Наивысшего расцвета искусство витража достигло в средние века в странах Западной Европы. Витражами украшали громадные стрельчатые окна готических соборов, городских ратуш, замков. Богатые горожане тоже заказывали витражи для своих домов.

Главная особенность витража состоит в том, что он очень эффектно смотрится на просвет, создавая ощущение праздничности, нарядности. При этом малейшее изменение освещения меняет колорит витража, придавая ему какую-то сказочность, загадочность. Известные художники разных эпох— Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.), ХансХоль-бейн Младший (1497-1543 гг.), Фернан Л еже (1881-1955 гг.)— охотно обращались к искусству витража. В одном из окон Третьяковской галереи можно увидеть замечательный витраж, изображающий всадника. Автор его — великий русский художник Михаил Врубель.

В архитектуре наших дней витраж становится одним из самых значительных видов декоративного убранства для украшения общественных сооружений. Например, в вестибюле станции московского метро «Новослободская» установлены 32 орнаментальных витража, подсвеченных электрическими лампами. Все чаще витражи стали появляться в квартирах и особенно на дачах.

К сожалению, настоящий классический витраж достаточно сложен в ис