Сделай Сам (Огонек) 1999-04, страница 46тому же синхронизирующие устройства, изрядно осложняя озвучивание, все равно не обеспечивают идеального совпадения звука с изображением. Советую использовать для озвучивания пленку с нанесенной на нее магнитной дорожкой. Только на такой пленке звук полностью совпада-^ ет с изображением. Все, что я рассказал о записи музыки, вполне применимо при за-5 писи реплик, шумов и других зву-ков. Здесь понадобятся те же съе-| <5 мочные листы. Только теперь на них § делают отметки, когда герой откры-- вает рот и когда закрывает, а также когда возникают изменения в мимике. Мультипликаторы стараются достовернее воспроизводить на рисунках артикуляцию. Кстати, наши персонажи говорят более внятно, чем герои художественных фильмов. Каши во рту у них не бывает. А если бывает, то только нарочно. По классической диснеевской тех-44 нологии последним этапом работы над мультипликационным фильмом является перезапись, когда все звучащие пленки сводят в одну. Делают это так. Звуковые магнитные ленты включают в отдельные каналы воспроизведения специального магнитофона и синхронно запускают пленку с изображением, которая заряжена в проекционный аппарат. При просмотре на экране изображения в сопровождении музыки, реплик, шумов режиссер-постановщик и монтажер отчетливо видят все недостатки сделанного. Начинается кропотливое приведение звуков и изображения в полное соответствие. Где-то звучание усиливают, где-то приглушают. В этой работе, конечно, участвует и звукооператор. И только когда все удовлетворены и увиденным, и услышанным, всю звуковую часть фильма записывают на одну магнитную ленту, и она поступает в фотолабораторию, где звук превращается в зубчатую дорожку, которая и будет напечатана на всех копиях фильма. Создавая мультипликационный фильм в домашних условиях, тоже требуется свести несколько записей, сделанных на нескольких пленках, в одну. Для этого берут несколько магнитофонов и подключают их через микшерский пульт к одному магнитофону, настроенному на запись. С помощью пульта можно осуществить и одновременный запуск кинопроектора и магнитофона, на котором сводится воедино вся фонограмма. Это достаточно сложная работа, но сегодняшний любитель технически более оснащен, чем профессионалы 30...40-х годов. Например, начинающий мультипликатор теперь имеет возможность прибегнуть к помощи видеомагнитофона. То есть он избавлен от возни с обработкой пленки, печатанием позитива. Работая с видеомагнитофоном, легко в любой момент остановить съемку, просмотреть на экране отснятый материал, "стереть" ненужные кадры и "дорисовать" новые. Сделанный таким образом фильм не возбраняется сразу же продемонстрировать на экране домашнего телевизора. В заключение хочу пожелать успехов всем начинающим мультипликаторам. Очень важны в таком деле ваша индивидуальность, ваши возможности как художника. Придумывать собственный персонаж - вот что интересно. Это все-таки совсем другое, чем фигурки, которыми вы командуете, играя во всевозможные компьютерные игры. Поэтому я вам и рассказал о всех тех приемах, с помощью которых мультипликационное кино сделалось одним из видов искусства, а не технической забавой. |