Сделай Сам (Огонек) 2001-04, страница 80I Желто-коричневые пятна прояв-А ления на отпечатке образуются в щ результате окисления проявителя кис-лородом воздуха, когда при обра-I ботке часть фотографии не вошла в контакт с проявителем (либо просто в него не попала, либо контакту помешали образовавшиеся пузырьки воздуха). Подобные желто-коричневые пятна проявления также возникают, когда плохо сполоснутые после проявления отпечатки соприкасаются в фиксаже друг с другом «рабочими» поверхностями, в результате в местах их соприкосновения воздействие фиксажа замедляется, зато остаток проявителя здесь быстро окисляется, образуя вышеупомянутые пятна. Равномерное выцветание, как правило, возникает из-за недостаточного окончательного прмывания отпечатков после фиксирования, из-за чего невымытые из фотослоя соли тиосульфата натрия реагируют с серебром фотографического изображения. При этом образуется сернис тое серебро, которой и придает изображению желтоватый или светло-коричневый цвет. Чем больше тиосульфата натрия и остаточных комплексов соединений серебра остается в фотослое, тем больше скорость выцветания изображения и тем бледнее со временем становится фотография. Выцветание черно-белых снимков начинается с поверхности фотоизображения, причем на хлоросеребряных фотобумагах оно идет значительно быстрее, чем на бромосеребряных. Кроме того, этот процесс ускоряет прямой солнечный свет, повышенные температура и влажность воздуха, наличие в помещении следов сероводорода, сернистых и других газов. Ухудшение качества черно-белых снимков способны вызвать даже страницы самого фотоальбома, если в них, конечно, содержатся вредные для фотоизображений химические вещества. Вредит качеству изображения и неподходящий клей, используемый для наклейки фотоснимков. Теперь разберемся с цветными отпечатками, к фотообработке и хранению которых всегда предъявлялись более строгие требования. Это объясняется одним весьма важным недостатком цветных фотоматериалов: ограниченной светопрочностью красителей, образовавшихся в фотослоях цветной фотобумаги после цветного проявления. Наиболее характерен этот недостаток был для цветных фотоматериалов советского производства. Самый страшный враг цветного изображения — прямой солнечный свет. Если цветной фотоснимок в течение некоторого времени постоянно находился под его воздействием, выцветание шло весьма интенсивно. При рассеянном свете в свет ■ __1 ■_£j |