Сделай Сам (Огонек) 2006-03, страница 23При оклейке обложки ворсистым материалом нельзя допустить просачивания клея сквозь ткань на лицевую сторону. Видимо, есть различные способы и разные клеи для таких целей. Но у меня их нет, поэтому приходится использовать столярный костный клей фирмы «Рога и копыта», приготовленный так же, как для столярных работ. Конечно, подогретый столярный клей весьма текуч и капля такого клея, попавшая на полотно бархата, моментально пропитывает ткань насквозь, оставляя при этом след, который можно удалить лишь стиркой всего полотна. А охлаждаясь, клей превращается в студень-холодец, теряя не только текучесть, но и в какой-то мере свою клейкость. Однако в процессе охлаждения клея наблюдается переходный момент, когда клей уже не так текуч, чтобы пропитать ткань насквозь, но еще способен отлично прилипать к ткани. Вот подобный момент и надо ловить. А ввиду того, что он по времени очень мал, все полотно за этот благоприятный момент приклеить не удается, поэтому материал к обложке крепят частями. Начинаю работу с корешка приготовленной обложки. Плоской кисточкой наношу на него слой горячего клея равномерно по всей поверхности до начала рубчиков. Даю несколько секунд поостыть, пробуя пальцем его текучесть и клейкость. Со временем необходимое состояние клея определить становится очень просто и без пальца, а только по чувству «текущего момента». Итак, прочувствовав подходящее состояние клея, опускаю обложку бумажным корешком на середину заготовки полотна бархата и, не нажимая на ткань, слегка качаю обложку влево и вправо, чтобы как можно больше площади ткани при шло в соприкосновение с клеем. После этого обложку с тканью переворачиваю корешком вверх, осторожно и мягко обтягиваю ткань, чтобы она лежала на корешке ровно, и пасково проглаживаю корешок платяной щеткой, приговаривая: «Вот так, вот хорошо. Ах какой умненький, мягонький корешочек». Корешку это нравится и он действительно становится красивым, без мокрых пятен и морщинок. Только ни в коем случае нельзя касаться пальцами или другими предметами наклеенной поверхности ткани, так как на этом месте моментально проступит клей. Через 5...7 минут разрешается откинуть половинку полотна и промазать клеем рубчик, а также часть крышки шириной 10... 15 мм. Опять жду нужного состояния клея и осторожно прижимаю ткань к крышке. Сверху рубчик аккуратно прокатываю с небольшим нажимом металлическим стержнем, чтобы прижать ткань к поверхности рубчика на корешке. Так же оклеивают остальные части этой крышки, а потом по той же схеме приклеивают бархат и к другой крышке. Теперь остается выступающие края полотна смазать клеем, загнуть и приклеить к внутренним сторонам крышек. После просушки обложку склеивают с книжным блоком. О росписи корешков Корешок — это лицо книги, стоящей на полке. Корешки не только украшают книжные ряды библиотеки, но в первую очередь дают первую информацию об авторе и содержимом книги. Обычно на крышке книги пишется фамилия автора и полное название книги. А вот на корешке я предпочитаю писать то, что попроще и полегче. И если название книги длинное, например, «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», конечно, на корешок |