Сделай Сам (Огонек) 2006-03, страница 24вписать его вручную трудно. Поэтому на корешке я помещаю только фамилию автора или часть названия — «Десять лет спустя» или «Виконт де Бражелон». Иногда на корешке книги никаких надписей не делают, а помещают только какой-либо рисунок или витиеватый орнамент. Размеры букв выбирают такими, чтобы надписи уместились в границах корешка (и крышки, конечно) без всяких переносов. Поэтому рассчитать размеры надписи следует заранее с учетом размеров корешка. Я делаю это так. Принимаю условно размер простой буквы (а, б, в) за 1 (единицу), а сложной (ш, щ, ю) за 1,5 и ориентировочно задаюсь расстоянием между буквами (в мм). Расстояния между словами и предлогами также приравниваю к 1. Например, длина корешка 210 мм. Предусмотрим просветы у обрезов корешка по 15 мм, значит для надписи остается 210 - 15x2 = 180 мм. Именно на этой длине и придется уместить надпись, например, «Рассказы и сказки». Просвет между буквами выбираем в 3 мм. Их число 12 и на них необходимо 36 мм. Вычтем это число из 180 мм и получим 144 мм. В надписи 14 простых букв, одна сложная и два промежутка между словами. Общее число условных единиц составит 14+1,5+2 = 17,5. Оставшиеся для букв 144 мм делим на 17,5 и получим приблизительно 8 мм. Это и есть ширина простых букв и промежутков. А ширина сложной буквы «ы» 8x1,5 = 12 мм. Понятно, что шире буквы делать нельзя, а уже — можно. На чистом листе бумаги провожу две параллельные линии на расстоянии друг от друга, равном выбранной высоте букв, образуя поле для надписи. Затем это поле разбиваю на клетки для букв с соответствующими промежутками между буквами и словами. Остается в каждой клетке прорисовать нужные буквы или вклеить в клетки готовые буквы, взятые из какого-либо издания (подходящие по размеру, конечно). После того как надпись отработана на бумаге, ее переносят на кальку, а уж с кальки — на корешок (подобным образом с кальки переводили рисунок на крышку обложки). Корешок, понятно, оформляют до склеивания обложки с книжным блоком. Так как для корешкового материала я обычно использую материалы с пленочным покрытием, надписи на них я делаю бронзовой или алюминиевой краской, разведенной в бесцветном лаке АН-156. Он наиболее стоек на истирание и хорошо держит- |