007. Николо-Угрешский монастырь, страница 12

007. Николо-Угрешский монастырь, страница 12

тжкий жтш

В начале 1920-х годов в Николо-Угрешском монастыре жил святитель Макарий (Невский) (1835—1926), всю свою жизнь отдавший миссионерской деятельности. Последние годы святителя совпали с последними годами обители.

ного неслыханных прежде дел творилось в 1917 году. Неслыханных и безобразных. Одним из таких дел стало грубое увольнение «на покой» митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского). Этот старец, все еще бодрый и деятельный, находился на Московской кафедре с конца 1912 года и успел снискать любовь и почитание всей паствы — как прежде он снискал любовь своих алтайских и сибирских чад, о духовном просвещении которых неустанно пекся на протяжении полувека. О любви новокрещеных алтайцев к своему просветителю особенно ярко говорит отрывок из воспоминаний епископа Арсения (Жадановского), где он описывает отъезд святителя из Чопоша в Улалу в связи с его назначением помощником начальника Алтайской духовной миссии в 1875 году. Услышав о скором его отъезде в Улалу, «одна раба Божия заплакала и тихо затянула весьма распространенный на Алтае заунывный кант: «Везде беды, везде напасти». Пение продолжалось недолго: оно сразу же прервалось громкими рыданиями и горестными воплями бывших здесь женщин, детей и даже мужчин. Ничем не стесняемые добрые христианские души изливали искреннюю печаль, теряя навсегда что-то дорогое, святое, ничем не заменимое...»

Сумев привлечь к себе детски-простые сердца «инородцев», как называли тогда иноплеменные народы, жившие

в Российской империи (сам миссионер иногда звал своих алтайцев «алеутами»), святитель Макарий сумел привлечь к себе и души всего повидавших москвичей — а некоторые из душ этих были уже изрядно закоростелыми. Да и что было

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский, Алтайский.

ждать от простых христиан, когда и сами священнослужители в то время подчас ленились исполнять свои прямые обязанности. О таковых иереях владыка с болью говорил: «Многие пастыри не пасут вверенного им стада, хотя одеваются шерстью и питаются молоком от него... Многие пастыри небрежно относятся к своим пастырским обязанностям: некоторые редко совершают богослужения, особенно литургию, а иные, хотя и служат в церкви, но весьма небрежно, неохотно, в храме так все убого, уныло, что пасомые охладевают к вере и перестают посещать богослужения...» Сам святитель Макарий всегда был примером для подначальных ему священников. Так, он никогда не разговаривал в алтаре, тогда как некоторые сразу после причащения начинали разговоры «на злобу дня». Он же, если подходили к нему в это время с вопросом или разговором, кротко отвечал: «Христос посреди нас». И больше не говорил ни слова.

«Отставка» святителя поразила всех. Тем более что была она произведена в грубейшей форме. Обер-прокурор Синода князь Львов буквально вынудил написать его прошение об удалении на покой. Лишившись кафедры, опальный митрополит хотел поселиться в Троице-Сергиевой Лавре, но ему не разрешили. Тогда он поехал