007. Николо-Угрешский монастырь, страница 9

007. Николо-Угрешский монастырь, страница 9

подвижники

БРНТШТ

Настоятели Угрешские

В стародавние времена, пока Угрешская обитель не обеднела после секуляризации церковных земель в 1764 году, настоятели ее пользовались большим уважением и почетом. Уже через сто лет после основания монастыря настоятели его назначались на епископские кафедры, принимали участие в важнейших государственных делах. На Великом Соборе, созванном после смерти царя Федора Иоаннови-ча для избрания нового государя, присутствовал Угрешский игумен Елеазар. В 1645 году во время венчания на царство Алексея Михайловича в Успенском соборе, а затем и на пиршестве в Грановитой палате Кремля присутствовал игумен Дионисий. Когда венчался на царство сын Алексея Михайловича, Федор Алексеевич, игумен Николо-Угрешского монастыря подавал скипетр. При венчании на царство малолетних Иоанна и Петра Алексеевичей игумен Иосиф держал бармы царя Иоанна. «Духовный регламент» Петра I подписывал, в числе пятнадцати других игуменов, игумен Угрешский Феофан.

В последующие десятилетия монастырь постепенно терял свое значение, число насельников постоянно уменьшалось. Лишь при прп. Пимене Угрешском обитель вернула себе былую славу. Тогда же Святейший Синод, по прошению преподобного, разрешил увеличить число братии на восемьдесят человек. Кстати, незадолго до появления на Угреше отца Пимена (тогда еще послушника Петра), некоторое время настоятелем монастыря был «де юре» святитель Игнатий (Брянчанинов). Но, не успев вступить в должность, он по спешному вызову уехал в Санкт-Петербург, где его назначили архимандритом Троице-Сергиевой пустыни, что находилась неподалеку от северной столицы. Впоследствии святитель Игнатий гостем бывал в Николо-Угрешском монастыре — ив настоятельство игумена Илария, и позже, при отце Пимене.

чами старого мусора, давно поросшего густым дерном... Ризница обиходная была очень скудна...»

В 1838 году, в Лазареву субботу, которая в тот год приходилась на 26 марта, Петр Мясников принял постриг с именем Пимен. К моменту пострига он уже успел зарекомендовать себя как деятельного и попечительного работника на благо монастыря. Игумен Ила-рий почти не занимался хозяйством, «помышляя более о духовном строе». Все материальные заботы лежали на плечах новопостриженного инока Пимена. И он справлялся с ними весьма успешно.

В ноябре 1852 года иеромонах Пимен (в ту пору — уже казначей обители) был назначен «исправляющим обязанности настоятеля». А спустя без

Митрополит Филарет (Дроздов) тепло относился к настоятелю Николо-Угрешской обители.

малого год, в октябре 1853 года, отца Пимена возвели во игумены. В тот же день в Николо-Угрешском монастыре был введен общежительный устав. Преобразование это не далось прп. Пимену легко. Привыкнув к жизни наособицу (в необщежительных монастырях у братии общей была только трапеза, одежду же и все потребное для личного обихода они приобретали на выдававшееся им жалованье), монахи долго не могли примириться с киновийными (общежительными) порядками. Поначалу доброжелатели даже советовали отцу Пимену набрать новую братию, «выметя метлой всю старую». И в этом предложении был смысл. Но настоятель не послушался совета и терпеливо перестраивал монастырскую жизнь на новый лад. В этом всемерную поддержку оказывал ему святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Святитель Филарет полагал, что общежительные обители служат к укреплению и развитию