007. Николо-Угрешский монастырь, страница 13

007. Николо-Угрешский монастырь, страница 13

подвижники

в Зосимову Смоленскую пустынь, но и здесь ему не дали задержаться надолго. Определив местом его жительства (а точнее — заключения) Николо-Уг-решский монастырь, святителя повезли туда окружной дорогой, не позволив ему даже заехать в Москву, чтобы проститься с паствой.

В Николо-Угрешском монастыре «апостол Алтая» прожил до 1925 года — то есть вплоть до того времени, покуда там было можно жить монашествующим. Смолоду привыкнув к непрестанной деятельности, святитель Макарий томился от вынужденного отдыха. Но когда — спустя три года после его отстранения от кафедры — Святейший Патриарх Тихон, с большим почтением относившийся к святителю, утвердил его митрополитом Алтайским, было уже ясно, что этот титул — лишь признание заслуг одного из старейших иерархов. Выехать на Алтай восьмидесяти пятилетний старец не мог. В 1920 году его разбил частичный паралич.

На Угреше владыку Макария полюбили. Причем не только монахи,

но и дети — из соседних деревень и из колонии, которая некоторое время делила монастырь с иноками. Эти ребятишки часто приходили к святителю (наверное, преодолевая при этом сопротивление воспитателей, изворачиваясь, хитря перед ними). Ухаживавшая за митрополитом Ольга Дефендова так вспоминала об этих встречах: «Дети говорили стишки, читали молитвы, пели из "Лепты", а он учил их Священной истории, задавал уроки, спрашивал и вразумлял... Дети очень любили старца и не боялись его: например, трехлетние малютки говорили ему стишки и льнули к нему своей ангельской душой...».

В /Николо-Угрешском монастыре святителя Макария дважды посещали незваные гости — обыскивали его скромное жилище и все не могли поверить, что у него не припрятано ни денег, ни «изделий из драгоценных металлов». Но ничего этого у митрополита действительно не было.

У митрополита Макария часто бывали посетители из Москвы: несколько

раз к нему приезжал для беседы Патриарх Тихон, посещали его и другие иерархи, а также московские священники (иногда — вместе со своими приходами). Один из тех, кто участвовал в подобной поездке, очень точно определил ее смысл: «Время было тяжелое, всем нам хотелось укрепиться возле светильника Православия — владыки Макария, чтобы устоять в истине, если придется подвергнуться испытанию».

Последние месяцы жизни, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, святитель Макарий провел в селе Котельники близ станции Люберцы. Здесь он и скончался в ночь на 16 февраля (2 марта) 1926 года от воспаления легких и был похоронен в ограде местной церкви. В 1957 году Святейший Патриарх Алексий I благословил перенос тела святителя (оно было обретено нетленным) в Троице-Сергие-ву Лавру, где его погребли в нижней части Успенского собора. В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополита Макария (Невского) причислили к лику святых.

Слева: Икона святителя Макария в Успенской церкви Николо-Угрешского монастыря.

Внизу: Приходская церковь во имя сет. Макария, возведенная недавно в городе Дзержинском.