012. Нило-Столобенская пустынь, страница 25

012. Нило-Столобенская пустынь, страница 25

0

mm штитш жтт

Совсем недавно, в 2003 году, в Ниловой пустыни были обретены мощи святителя Нектария, игумена Нило-Столобенского. Сейчас они находятся в Богоявленском соборе монастыря.

В Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни

Ковчег с мощами святителя Нектария.

/"Согласно завещанию свт. Нектария, ■ 'его похоронили в Ниловой пусты-тВни, хотя с кончался он в Москве. w/ Имя святителя было окружено в монастыре благоговейным почитанием. Богомольцы, приходившие на остров Столобный, также спешили помолиться у гробницы святителя Нектария, с благодарностью поминая его великие труды по устройству обители. Но в 1928 году, уже после закрытия монастыря, могила свт. Нектария была потревожена. Часть останков пропала, и место захоронения затерялось. При начале восстановления Ниловой пустыни было лишь приблизительно известно, где похоронен святитель.

И вот, в 2003 году, когда в склепе под Богоявленским собором проводились раскопки, была обнаружена часть мощей свт. Нектария. Сейчас она (это часть главы святителя), помещенная в вызолоченный ковчег, находится в соборном храме монастыря.

Следует сказать, что еще в 1897 году архиепископ Тверской и Кашинский

предписал особо отмечать день памяти свт. Нектария соборным заупокойным богослужением в Ниловой пустыни 15 января. Примерно в то же время была создана икона «Собор Тверских святых», где он был изображен — в архиерейском облачении — среди сорока шести верхневолжских святых. При этом, напомним, прославление свт. Нектария в Соборах Тверских и Сибирских святых совершилось лишь в 1984 году.

0ШШ

О канонизации святых

Суд над умершими творит Господь, и только Ему ведома та участь, которая ожидает нас после конца земной жизни. Но Церкви может быть открыто, что некоторые из ее усопших членов (а членом Церкви христианин остается и после смерти) своей святой жизнью снискали особую милость Господа и причислены к сонму угодников Божиих. Вот как раз такое признание Церковью умершего праведника состоящим среди угодников Божиих и называется канонизацией (прославлением). На протяжении веков основаниями для канонизации подвижника являются: во-первых, праведная жизнь, во-вторых — наличие чудотворений, происходивших при жизни подвижника или после его смерти, в-третьих — уже имеющее место почитание его церковным (это определение следует особенно подчеркнуть) народом. Наличие мощей и степень их сохранности не имеют существенного значения, хотя — да, действительно, часто бывает так, что мощи угодников Божиих не подвергаются тлению. Впрочем, нетленность мощей — это тема для отдельного разговора, к которому мы обязательно вернемся.

25