012. Нило-Столобенская пустынь, страница 26школьный ПШД Б НИШ ПУШНЬСегодня о педагоге С. А. Рачинском и его школе знают не слишком много. А жаль. Ведь татев-ская школа, с такой любовью созданная Рачинским, могла бы стать плодотворным примером для нынешних сельских школ.26 Л1872 году С. А. Рачинский (1833— 1^ 1902) вышел в отставку, оставив Г| кафедру ботаники в Московском U университете, и поселился в своем родовом имении Татеве (ныне — Оле-нинский район Тверской области). Деревенские досуги он скрашивал чтением и цветоводством. Так оно и продолжалось бы, но однажды он зашел в местную школу и попал на урок арифметики, который показался ему удручающе скучным. Рачинский тут же попробовал сам провести урок, и с этого урока началась история его собственной школы. Сергей Александрович вложил в школу всю душу. Свои взгляды на воспитание (именно воспитание считал педагог краеугольным камнем школьного здания, а не безликое «обучение») он старался распространить как можно шире, остерегая, в то же время, сельских педагогов от прямого копирования его собственных методов. С любовью и болью говорил Рачинский о народной школе, ее настоящем положении и той роли, которую должна играть она в крестьянской среде, постоянно подчеркивая необходимость сохранения христианского духа в школе: «Наша бедная сельская школа, при всей своей жалкой заброшенности, обладает одним неоцененным сокровищем: она школа христианская, христианская потому, что учащиеся ищут в ней Христа...» Увы, такая точка зрения на предмет не всегда встречала понимание у тогдашней интеллигенции. Напротив, многие из тех, кто совершенно искренне хотел посвятить себя народному об разованию, взгляды Рачинского называли «ретроградными». Земская школа подчас совершенно откровенно противопоставляла себя Церкви. Но каков итог? Из земских школ родители-кре- «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» (1895), картина Н. П. Богданова-Вельского (сам педагог изображен среди учеников, на заднем плане). Отметим особо, что, хотя на картине показаны только мальчики, в школе учились и девочки тоже. Рачинский считал женское образование обязательным условием процветания народа. стьяне своих детей забирали, а в школу Рачинского сами приходили вслед за детьми — для взрослых здесь устраивали беседы и воскресные чтения. Теснейшее сотрудничество школы и Церкви Рачинский считал необходимым для воспитания разумного, нравственно-прочного человека. Кроме того, он полагал такое сотрудничество первым шагом к искоренению пьянства в крестьянской среде, которое — с горестью видел он — разъедает народную жизнь, захлестывая порой даже и самых талантливых из бывших его учеников. «И если в настоящее время соперником церкви является кабак; если пьяный разгул слишком часто заглушает в нем (народе) всякое движение духа; если в этой борьбе не произойдет скорый решительный поворот — то вечный позор всем нам, людям досуга и достатка, мысли и знания, печатного слова и правительственной власти!» — обращался он к тем, кто готов был его услышать. Надо сказать, что и на этой стезе Рачинскому удалось добиться значительных успехов: в Татеве «пили горькую» гораздо меньше, чем в окрестных деревнях и селах. Свой богатый педагогический опыт С. А. Рачинский изложил в книге «Сельская школа». Но есть у него и другая книга, гораздо менее известная. Она называется — «Школьный поход в Нило-ву пустынь». Написанная после второго летнего похода учителей и учеников школы к мощам прп. Нила Столобенского, эта книга представляет собой не только увлекательный очерк «одного путешествия», но и внятное пособие по подготовке и организации подобного паломничества. «Для обоих путешествий, — пишет Рачинский, демонстрируя прекрасный слог и глубокое знание крестьянской жизни, — мы избрали середину июня, ибо тут настает между вывозкой удобрения и началом покоса краткий пере |